Мишель Монтень

Опыты
Глава XX
О том, что философствовать — это значит учиться умирать
Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать ее всюду. Размышлять о смерти — значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом.


Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь — не зло.

Я свободен от всяких пут; я наполовину уже распрощался со всеми, кроме себя самого.

Кто учит людей умирать, тот учит их жить.

Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло
Глава XXV
О педантизме
И если можно быть учеными чужою ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

Ему полагалось бы прийти с душой наполненной, а он приходит с разбухшею; ей надо было бы возвеличиваться, а она у него только раздулась.

к чему наука, если нет разумения?

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Наука — великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
Глава XXVI
О воспитании детей
Если я порой говорю чужими словами, то лишь для того, чтобы лучше выразить самого себя.
наука — великое украшение и весьма полезное орудие.

Пусть он заставит ребенка пройтись перед ним и таким образом получит возможность судить о его походке, а следовательно, и о том, насколько ему самому нужно умерить себя, чтобы приспособиться к силам ученика.

Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.

если он примет мнения Ксенофонта или Платона, поразмыслив над ними, они перестанут быть их собственностью, но сделаются также и его мнениями.
Пусть он таит про себя все, что взял у других, и предает гласности только то, что из него создал.

Но знать наизусть еще вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться
ведь в иные времена и добрые разделяют порой участь злых.
Пусть он преподаст юноше не столько знания исторических фактов, сколько уменье судить о них.

У кого тощее тело, тот напяливает на себя много одежек; у кого скудная мысль, тот приукрашивает ее напыщенными словами.

Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело.

Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни
научить пользоваться этими благами, соблюдая известную меру, а также сохранять твердость, теряя их, — задача более благородная, нежели тягостная.

А между тем нас учат жить, когда жизнь уже прошла.
Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказания, не приучайте его к этим вещам.
Там развивают в ней развращенность, наказывая за нее прежде, чем она действительно проявилась.

Где для детей польза, там же должно быть для них и удовольствие.
Когда кормишь ребенка, полезные для него кушанья надо подсахаривать, а к вредным примешивать желчь.

Пусть он приспосабливается к обычаям своего времени. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее.

И пусть он никому не причиняет вреда не по недостатку возможностей и умения, а лишь по недостатку злой воли.

Вот мои наставления. И больше пользы извлечет из них не тот, кто их заучит, а тот, кто применит их на деле.

Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь.
лишь бы наш питомец научился как следует делам; слова же придут сами собой, — а если не захотят прийти, то он притащит их силой.

Я хочу, чтобы вещи преобладали, чтобы они заполняли собой воображение слушателя, не оставляя в нем никакого воспоминания о словах.

Красноречие, отвлекая наше внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей.
Made on
Tilda