Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (определение приведенное в ст.1 федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"). В 2008 году законутратил силу, а термин был переименован в государственный кадастр недвижимости.
В конце 1991 года, с изданием Указа Президента № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» началась процесс приватизации земель с повсеместным предоставлением земельных участков в собственность частным лицам.
В 2000 г. принимается федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений в России.
К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Заявителю на руки выдается кадастровый план земельного участка.
Учет объектов капитального строительства осуществляют организации технической инвентаризации. Результатом их работ является технический паспорт.
1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который объединил единый кадастр земельных участков и объектов капитального строительства.
Для постановки на кадастровый учет земельных участков в орган ГКУ предоставляется межевой план, для ОКСов – технический план. Начиная с 1 января 2011 года данные документы подготавливаются только кадастровыми инженерами. С 1 декабря 2016 года кадастровый инженер должен состоять членом СРО.
При постановке на учет ОКУ выдает заявителю кадастровый паспорт и кадастровую выписку.
Государственный кадастр недвижимости (или ГКН) с 2017 года был заменен на ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
Результатом постановки на кадастровый учет объекта недвижимости или изменение сведений об объекте является кадастровая выписка из ЕГРН.