Стив Питерс
Бесшумные путеводители
Нейронаука в простом изложении.
Модель шимпанзе.
Если представить мозг в виде модели, то управление мозгом можно разделить на три типа команд в действии: вас, вашу мыслящую машину и компьютер. Основные структуры мозга, где происходит обработка, это: Вы - дорсолотеральная префронтовая кора, ваша мыслящая машина - орбитофронтовая кора (и ее помощник миндалевидное тело), Компьютер - извилина гиппокампа (ей также помогает миндалевидное тело).
Некоторые части мозга могут выполнять несколько дел сразу, т.е. быть членами нескольких команд. Например миндалевидное тело многозадачно: оно сохраняет эмоциональную память, а в стрессовой ситуации включает реакцию "бей, беги или замри".
Для упрощения понимания этой модели назовем нашу мыслящую машину Шимпанзе.
Команда человека включается в работу, когда вы осознанно думаете и принимаете решения, эта часть ума - вы сами. Эта область интерпретирует логическую информацию логически и рационально использует когнитивный (познавательный) подход. Это означает, что она мыслит рационально. Таким образом она обучается, делая вещи понятными и осмысленными.
Команда Шимпанзе отвечает за системы быстрого реагирования мозга, над которыми у нас нет контроля, но на которые мы все же можем повлиять. Шимпанзе мыслит независимо от нас и может самостоятельно принимать решения. Она интерпретирует любую информацию с эмоциональной точки зрения, используя чувства и впечатления. Таким образом, Шимпанзе использует эмоциональный подход к пониманию и обучению и больше работает с нашим поведением. Эта область учится методом проб и ошибок и действует импульсивно. Она не придумывает события, а реагирует на ситуации.
Команда Компьютера - это банк памяти, который напоминает о предыдущем опыте или знании и даёт советы Человеку и Шимпанзе. Компьютер также обладает способностью следовать запрограммированному мышлению или поведению. Его можно запрограммировать; он распознает паттерны (привычки) и выдает решение в зависимости от ситуации.
Если рассмотреть процесс принятия решений в контексте нашей модели, мы увидим, что первая область реагирования - это Шимпанзе. Он действует исходя из импульсного, обоснованного эмоциями решения. Но прежде чем действовать, он должен получить совет от Компьютера.
Если Компьютер узнает ситуацию и находит в своей базе план по её разрешению, то он берет вверх.
Человек получает информацию позже, чем Шимпанзе и Компьютер. Если они не пришли к единому решению, тогда в игру вступает Человек, используя логический подход. Человек также проконсультируется с Компьютером и затем решит, что делать. Он может согласится с решением Шимпанзе, а может и нет.
Как совладать с Шимпанзе и запрограммировать Компьютер?
Есть несколько способов:
·      Взять Шимпанзе под контроль прежде, чем он возьмёт вверх.
·      Запрограммировать Компьютер так, чтобы он инструктировал Шимпанзе.
·      Запрограммировать Компьютер так, чтобы он был за главного.
·      Составить план действий Человека.
Взять Шимпанзе под контроль прежде, чем он возьмёт вверх фактически означает воспитывать Шимпанзе. Другими словами, присматривает за ним, эмоционально и психологически. Не позволяйте себя ставить себя в положение, которого можно было избежать и которое, как вы знаете, может обеспокоить Шимпанзе. К примеру не делайте два дела одновременно. Воспитывать Шимпанзе также значит вовремя брать тайм-аут или повышать самооценку и сопротивляемость. Так Шимпанзе будет чувствовать вашу поддержку. Иногда давайте себе возможность высказать то, что чувствуете, в конструктивном ключе - так, чтобы Шимпанзе мог выразить свои чувства.
Запрограммировать Компьютер так, чтобы он инструктировал Шимпанзе. Прежде чем действовать, Шимпанзе заглядывает в Компьютер, на это он тратит меньше доли секунд. Однако и за это время у Компьютера есть возможность проинструктировать Шимпанзе и оказать на него значительное влияние, прежде чем тот отреагирует. К примеру когда Шимпанзе глядит в компьютер, он обнаруживает, что тот запрограммирован сказать Шимпанзе глубоко вздохнуть и только потом говорить.
Запрограммировать Компьютер так, чтобы он был за главного. Компьютер может действовать гораздо быстрее Шимпанзе, и если запрограммировать его действия в определенной ситуации, то он будет брать вверх над Шимпанзе. Например, мы можем зафиксировать конкретную реакцию на любую ситуацию, которая нас расстраивает. Скажем, Компьютер будет говорить: дай мне минутку, пожалуйста. Это простая фраза может уберечь нас от вынужденного реагирования.
Составит план действия для Человека. В большинстве случаев наши Шимпанзе остаются спокойными; у них необходимости вмешиваться в ситуации, если они не видят в них опасности, угрозы или чрезмерного восторга. Это означает, что Человек должен взяться за штурвал, когда речь идёт о принятии решений. Здорово, если вы обдумаете свои идеи и планы по реагированию на разного рода ситуации и запрограммируете их в свой Компьютер. Ваша результативность повысится, если вы заранее выработали ответные реакции на определенные сценарии, с которыми часто сталкиваетесь. Такие же шаблоны можно настроить и для наших эмоций - например, для отклика на стресс.

Как ребенок обрабатывает и применяет свой опыт?
Существуют три способа:
·      Моторный
·      Когнитивный
·      Динамический
Они не функционируют по отдельности, а сосуществуют.
Моторное познание включает в себя три шага: мы подвергается воздействию раздражителя, реагируем на него, а затем либо повторяем эту реакцию, либо пробуем альтернативный способ реагирования. Позитивное подкрепление и похвала работают лучше, чем наказание.
Развитие неконструктивного паттерна поведения в ответ на раздражитель может привести ко множеству проблем. Во-первых, мы должны распознать не конструктивную реакцию прежде, чем сможем изменить ее. Принцип всегда один: определите раздражитель и отклик на него. Если реакция неконструктивна, постарайтесь выработать альтернативный, конструктивный вариант поведения.
Например когда что-то идёт не так, вызвать такую мысль: Для меня это возможность ...
В Бихевиоральной терапии, Компьютер программируется с помощью переживаемого опыта (раздражителя) и ожидаемого результата (реакция). Затем Компьютер либо даёт совет Шимпанзе или Человеку на основе этого опыта, либо автоматически берет на себя руководство и повторяет то поведение, которое, по его оценке, даёт наилучший результат. Эти усвоенные паттерны поведения закрепляются и становятся привычками.
Учится когнитивно - значит размышлять, строить логические цепочки, формулировать убеждения. Из этого формируются убеждения, которые вкладываются в Компьютер. Мы также можем учиться на пережитом опыте, рефлексуя.
Логические умозаключения часто могут основываться на недостающих фактах и поспешных выводах и соответственно будут ложными.
Динамическое познание (подсознательное).
Мы можем представить его в виде трёх компонентов:
·      Внутренние импульсы
·      Перенос эмоций
·      Защитное мышление.

Десять привычек.
Закрепление привычки происходит от 3 до 10 недель.

Привычка 1. Улыбаться.

Привычка 2. Просить прощения.
Заглаживание вины путем прощения может помочь и человеку, который просит прощения, простить и самого себя.
Обидчик должен продемонстрировать:
·      Что он понимает чувства человека, которого обидел.
·      Выразить чувство вины.
·      Принять на себя ответственность, что доказывает, что извинение было искренним.
Иногда мы не знаем, почему совершаем тот или иной поступок (чаще всего вмешивается наш шимпанзе); тогда легче сказать: я не знаю, почему это сделал, чем давать рациональное объяснение и лгать.
Неприятности: что о них нужно знать и как исправить.
Пример с разбитой вазой и 4 причины.
Когда инцидент уже произошел, стоит спросить себя: какой исход я вижу для себя и для ребенка? Когда вы знаете, какой результат хотите получить, у вашей реакции будет ориентир.
Стоит заранее ожидать того, что ребенок будет допускать многочисленные ошибки, которые потребуют от него извинение, но у каждого инцидента есть потенциал для извлечения из него урока.
Что вы, как родитель, можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку научится? Вы хотите видеть страх, самобичевание, расстройство, безразличие или какие-то другие реакции? Если позволить ребенку самому выбирать реакцию, она может оказаться неконструктивной и неадекватной.
Разработайте несколько сценарий событий, с которыми ребенок вероятнее всего столкнется, особенно те, которые вы сами для себя находите стрессовыми.
Стресс у взрослых зачастую возникает тогда, когда у них нет готовой реакции на тот случай, если ребенок начнет плохо себя вести. Набросайте программу для своего Компьютера, затем отредактируйте её, чтобы у вас была опробованная реакция на оплошность или плохое поведение ребенка.

Привычка 3. Быть добрее.
Проявление доброты по отношению к другому человек может быть как бескорыстным деянием, так и актом личной выгоды.
Очевидно, что не только человек, которому мы помогаем, чувствует себя хорошо, но и у нас появляется ощущение комфорта. Главный гормон, отвечающий за наше бескорыстие, - окситоцин. Исследования показали, что если увеличить его уровень в человеке, тот становится более щедрым.
Существуют различные способы проявить доброту, и каждый можно развить в себе как привычку.
Теория разума (теория понимания сознания) - это способность понимать, что происходит в голове другого человека.

Привычка 4. Говорить о своих чувствах.
Обсуждение своих чувств и определенных ситуаций помогает разрешить проблемы и увидеть общую картину. Проговаривание своих эмоций может иметь терапевтический эффект и расставить все на свои места.
Рассказать о том, что чувствуешь, - одна из привычек, которая помогает навести порядок в голове. Вы предоставляете своему Шимпанзе возможность выговориться на тему того, что его беспокоит или напрягает. Человек может выслушать его и обработать полученные данные.
Нам свойственно успокаиваться, когда мы узнаем, что наши переживания и реакции нормальны. Наш Шимпанзе призван реагировать на ситуации. Это не всегда полезно для нас, но это факт.


Привычка 5. Просить о помощи.
Эта привычка лучше всего усваивается, когда вместе с ней отрабатывается понимание, какая помощь требуется в той или иной ситуации.

Привычка 6. Демонстрировать хорошие манеры.

Привычка 7. Пробовать новое.
Чтобы научить ребенка относится к чему-то серьезно, его нужно наделить ответственностью на это.

Привычка 8. Понимать, что «нет», значит «нет».
Есть два пути помочь ребенку принять, что то, что он чувствует неприемлемо:
·      Запрограммировать Компьютер полезными убеждениями.
·      Заложить в Компьютер план выхода из ситуации - своего рода план действия.
Шаг 1. Принять, что разочарование и расстройство - это здоровая и нормальная реакция.
Шаг 2. Выразить любую эмоциональную реакцию или чувство в конструктивном ключе.
Даже такое простое выражение, как "это меня очень расстраивает", может выпустить эмоциональный пар. Очень важно подобрать правильные слова, потому что фраза «меня это злит» может все только ухудшить. Использование чересчур эмоционально окрашенных слов может лишь усилить наши эмоции.
Шаг 3. Составить план дальнейших действий.
Обсуждение с ребенком мотивов, скрывающихся за утверждением "нет - значит нет", может оказаться действенным. Однако это нужно делать ДО того, как начался конфликт: как только начинается спор, ребенок переходит в режим Шимпанзе и вряд ли будет способен слушать, рассуждать или обсуждать что-либо.

Привычка 9. Делится.

Привычка 10. Делать как надо.




Made on
Tilda