Сойер Кит. Зиг Заг. Самый короткий путь к креативности.
Шаг 1. Задавайте вопросы. Как правильные вопросы ведут к правильным ответам.
Махвуд Нагиб:
О том, насколько человек умен, можно судить по его ответам. О том, насколько он мудр, - по его вопросам.
Вы начинаете проект, ещё не зная о том, в чем заключается настоящая проблема. Параметры не заданы, цель неизвестна, и вы даже не знаете о том, как будет выглядеть конечный продукт. Непонятно как применить свой прошлый опыт к решению других проблем. Кроме всего существует множество различных подходов к поиску верного решения.
Именно в таких ситуациях, когда приходится действовать вслепую, креативность необходима больше всего. И успешная креативность всегда начинается с вопросов.
Эйнштейн: Правильная постановка задачи более важна, чем ее решение.
Эксперимент Чиксентиихайн по выделению двух абсолютно разных творческих подхода художников. Вторая группа, которая больше времени уделила на формулировании проблемы была более успешна.
Кто является искателями, а не решателями становится более креативным.
Вы заранее обречены на провал, если все время ищете ответ на неправильный вопрос. Вначале надо задать себе множество вопросов, часть из которых приведет вас к оригинальным, нестандартным решениям проблемы.
Тестирование - это отличная возможность повысить свою креативность, а заодно и задать себе новые вопросы.
Следующим шагом попробуйте переосмыслить первоначальную концепцию. Люди, вынужденные адаптировать свои идеи к новым ситуациям, проявляли значительно большую креативность.
Взгляните на проблему под разными углами задавая вопросы:
o Почему необходимо решить эту проблему?
o Какие выгоды вы получите, решив проблему?
o Чего вы пока не понимаете?
o Какая у вас есть информация? Достаточно ли ее?
Обозначьте границы проблемы, постарайтесь исключить все, что не имеет отношения к проблеме.
Можете ли вы разбить проблему на части? Определите и опишите связи между ними.
Что действительно нельзя изменить в этой проблеме?
Подумайте о схожей проблеме. Можете ли вы применить способ ее решения?
Расширьте область поиска.
Разбейте проблему на части. 3 этапа:
1. Выделите основные признаки проблемы (не меньше 4 или 5).
2. Продумайте альтернативные варианты для каждого признака. Решение оформите в таблицу.
3. Скомбинируйте все предложенные варианты между собой. Достоинства морфологического анализа заключается в том, что вы получаете бесчисленное множество самых невообразимых вариантов. Исключите заведомо невыполнимые или нецелесообразным комбинации, а оставшиеся тщательно проанализируйте.
Нарисуйте
рыбью кость. Запишите проблему с правой стороны листа и обведите ее. Затем нарисуйте кости и подпишите над каждой из них одну из возможных причин проблемы в порядке убывания их приоритета.
Составьте карту своей идеи.
Включите воображение. Запишите все, что вы думаете о своей проблеме.
Переосмыслите проблему.
Используйте следующие варианты:
Идите от обратного.
Идеальный конечный результат.
Выберете самую плохую идею.
Расширьте и сузьте проблему.
Шаг 2. Учитесь. Результаты исследования Эрикссона показали, что профессионалами не рождаются, ими становятся и вывел формулу 10 тыс. часов практики. В среднем это 10 лет. Эриксон называет это сознательной практикой.
Для 2 этапа выполните практические задания.
Первое практическое задание - практикуйтесь осознанно. Поставьте перед собой цель. По мере приобретения нужных навыков поставленная задача становится неинтересной, а работа - скучной. Креативные люди постоянно контролируют этот процесс. Как только им становится скучно, они ставят перед собой новую, более сложную задачу.
Сосредоточьтесь на конкретных задачах.
Разбейте свою цель на более мелкие, реально достижимые подцели. Сфокусируйте внимание на каждой из них по очереди.
Поддерживайте обратную связь.
Второе практическое задание - станьте мастером своего дела. Пройдите обучение.
Стремитесь к более глубокому пониманию.
Применяйте свои знания к новым фактам.
Третье практическое задание - не передавайте учиться. Постоянно стремитесь к новым знаниям.
Исследуйте все, что имеет отношение к вашей проблеме.
Читайте книги.
Будьте в курсе последних событий
Хотя бы раз в неделю интересуетесь происходящими событиями
Последними достижениями в вашей области
Новостями делового мира.
Научными открытиями и передовыми технологиями.
Найдите себе наставника.
Четвертое практическое занятие - сочетайте узкую специализацию с широким кругозором. Полезные техники:
Станьте Т-образным специалистом. Этот термин используется компанией IDEO, для описания требований к своим сотрудникам при приеме на работу. Вертикальная линия означает уровень профессионального мастерства, а горизонтальная означает широкий кругозор.
Расширяйте свои знания.
Креативные, успешные люди от природы очень любознательны. Они задают много вопросов и внимательно выслушивают ответы, даже если содержащая в них информация не имеет отношения к области их исследования.
Сотрудничайте с другими специалистами из других областей.
Шаг 3. Наблюдайте. Льинас: То, что мы видим, является проекцией нашего мозга. Недавние исследования показывают, что нейроны посылают информацию из высших участков мозга в зрительную кору.
Тренировка наблюдательности - это тоже разновидность обучения, помогающая ускорить многие другие процессы. Развивать наблюдательность надо выходя за рамки накопленных знаний и опыта.
Если вы никак не можете решить какую-то проблему, значит, вам мешают так называемые фильтры восприятия - установки подсознания, пропускающие в сознание только определенную информацию.
Уровень креативности зависит от того, как вы смотрите на мир.
Первое практическое задание - взгляните на мир по-новому. Будьте внимательным.
Для развития осознанной внимательности, как утверждает Баннер необходимо:
o Быть открытым и любознательным.
o Постоянно взаимодействовать с окружающим миром и замечать происходящие вокруг изменения.
o Активно создавать новые мыслительные установки, а не полагаться на привычные стереотипы.
Психолог Уайзмен исследовал две группы людей: везунчиков и неудачников. Уайзмен пришел к выводу, что везунчик лучше ориентируются в окружающей действительности и стараются не упустить данный им шанс. Невезучие же, наоборот, настолько зациклены на свои узких целях и стереотипах, что не замечают, когда удача сама идёт им в руки. Пример с газетой и подсчётом фото в ней.
Второе отличие везучих людей от невезучих - это жизнерадостное отношение к жизни. Невезучие люди находятся в постоянном напряжении и это не даёт им возможности расслабиться и спокойно оглядеться по сторонам. А чем больше люди расслаблены, тем больше они замечают, чем больше они замечают, тем больше у них возможностей.
Создавайте новые ассоциации.
Развивайте свои органы чувств.
Попробуйте новое блюда
Сходите в музей
Послушайте новую музыку
Осматривайтесь по сторонам.
Попробуйте взглянуть на мир с разных ракурсов.
Второе практическое занятие - подмечайте новые образы и звуки.
Сходите в зоопарк, на вокзал, в любое место наполненное физическими объектами.
Не спеша осмотрите витрины торговых центров.
Полистайте непривычные для вас журналы.
Третье практическое задание - воплотите свои идеи в действия. Заведите дневник идей.
Шаг 4. Играйте. Между игрой и креативностью существует определённая связь. Когда вы играете, то позволяете своему уму свободно парить. Играя, вы погружаетесь в мир фантазий и воображения.
Техники, представленные в этой главе, помогут разбудить свою детскую непосредственность и желание играть, сочинять, фантазировать.
Первое практическое задание - визуализируйте. Визуализация - это создание в своем воображении мысленных образов.
Создайте в свом воображении параллельные миры.
Придумайте фантастические объяснения.
Перенеситесь на 5 лет вперёд в будущее и представьте, что все ваши мечты осуществились. Запишите все подробно.
Визуализируйте свое пространство.
Второе практическое задание - расслабьтесь. Самое главное - то, как вы расслабляетесь. Сходите в кафе, прогуляйтесь по парку, позанимайтесь спортом, почините прибор.
Смена деятельности отвлекает нас от мыслей о вашей проблеме или задаче и тем самым стимулирует процесс созревания новых идей.
Третье практическое задание - найдите правильную фигуру. Креативность повышается, если ограничить ее определёнными рамками.
Четвертое практическое задание - будьте новичком.
Сделайте что-нибудь в первый раз.
Заведите себе новое хобби.
Не забудьте о развлечениях.
Шаг 5. Думайте. Лучший способ найти хорошую идею - иметь много идей.
Многочисленные примеры когда выдающиеся личности писали много картин, статей, музыкальных произведений, и т.п. Далеко не все были по настоящему интересны, и тем более гениальны.
Дин Симонтон провел исследования о высокой производительности творческих гениев. И пришел к выводу:
самые креативные работы создаются самыми продуктивными мыслителями.
Первое практическое задание - выдвигайте идеи. Мыслите нестандартно. Каждый день для тренировки выбирайте новый предмет повседневного обихода и запишите все способы его применения. Эта техника развивает дивергентное мышление.
Дивергентное мышление - это мышление, выходящее за рамки привычных стереотипов в поиске новых возможностей, в противоположность конвергентному мышлению, предполагающему одно-единственное правильное решение.
Длина списка один из показателей уровня вашей креативности. Психологи называют его
беглостью. Ещё одним признаком креативности является
оригинальность - количество нестандартных оригинальных идей.
Гибкость - способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому.
Представьте себе альтернативную вселенную и запишите о ней как можно больше фактов.
Создавайте свободные ассоциации. Суть ее в том, что вас просят расслабиться и говорить все, что придет в голову. Выберете слово и последовательно стройте ассоциативные связи с каждым новым словом.
Все новые идеи - это комбинация уже существующих концепций, а самые гениальные идеи - это результат самых необычных комбинаций.
По мере освоения этой техники попробуйте применить её к какой-нибудь проблеме или задаче, требующей креативного решения. В таком случае у вас получится не список слов, а список предложений.
Второе практическое задание - преобразуйте. Скампер - это акроним, сокращённое название семи методов трансформации существующих идей:
o Замените
o Комбинируйте
o Адаптируйте
o Модифицирует
o Найдите другое применение
o Исключите
o Реорганизуйте
Третье практическое задание - составьте график. Спланируйте время идей.
Установите квоту идей.
Шаг 6. Синтезируйте. Эксперимент Говард-Джонса по изучению креативности в лабораторных исследованиях по составлению рассказа из набора слов, разными и близкими по смысловому значению. Если вы комбинирует отдаленные понятия, то почти наверняка придёте к более оригинальному решению.
Первое практическое задание - комбинируйте идеи. Создавайте отдалённые ассоциации.
Составьте рассказ с двумя предложениями из разных книг.
Нарисуйте решетку идей из 9 случайных слов.
Создайте цепочку ассоциаций. Выберете 2 слова и от них продолжите ассоциации.
Выберете случайное слово. После этого придумайте как минимум пять идей с этим словом, которое имеет отношение к вашей проблеме.
Возьмите 2 слова и придумайте как можно больше ассоциаций между ними.
Комбинируйте концепции.
Работайте над несколькими проектами одновременно.
Второе практическое задание - создавайте аналогии. Психологи выяснили, что многие выдающиеся идеи являются результатом аналогии - сходства или связи между двумя внешне разными объектами или концепциями.
Используйте прямую аналогию.
Учитесь у природы.
Третье практическое задание - комбинируйте идеи. Пообщайтесь с разными людьми.
Сходите на любое мероприятие.
Создайте пространство для творчества.
Шаг 7. Выбирайте. Чтобы быть творческой личностью, нужно генерировать тонны новых идей. Чтобы быть успешной творческой личностью, нужно уметь их фильтровать и оставлять только лучшие.
Когда выбор становится частью творческой деятельностью, мелкие ошибки и неудачи просто подсказывают вам новое направление, зигзаг, который ведёт к новым достижениям.
Последние исследования в области психологии творчества свидетельствуют о том, что лучшие идеи люди генерируют тогда, когда у них есть четкий критерий, другими словами, когда они постоянно выбирают.
Гор определил стратегию отбора идей как триаду "
реальность, возможность, целесообразность". Это была своеобразная мантра, которую каждый сотрудник компании IDEO знал наизусть.
o Реальность - решает ли это изобретение проблему потребителя?
o Возможность - есть ли у нас все необходимые условия для достижения успеха?
o Целесообразность - во сколько обойдется производство нового продукта и будет ли он приносить прибыль?
Первое практическое задание - определите, что вы ищете. Развивайте интуицию.
Чтобы выбрать самое креативное решение, нужно научиться доверять своему шестому чувству. Тренировать интуицию можно на конкретных примерах - найдите идеи и решения, которыми вы действительно восхищяетесь, и тщательно их проанализируйте.
Раскрасьте свои идеи в разные цвета.
Выбирайте простоту, надёжность и удобство в использовании.
Проанализируйте свои идеи.
Определите критерии отбора.
Так Virgin открывает новый бизнес только тогда, когда он соответствует набору требований.
Идея должна:
o Быть реально достижима
o Удовлетворять растущие потребности рынка
o Приносить не только прибыль, но и удовольствие
o Заткнуть за пояс самодовольных конкурентов.
Второе практическое задание - устройте соревнование идей. Найдите отличия
Выберете две идеи и найдите между ними отличия.
Нарисуйте решетку. Возьмите свой набор критериев и запишите их в столбик. В виде строк запишите ваши идеи. Запишите рейтинг каждой идеи по шкале от 1 до 10. Чтобы посчитать общую ценность идеи, умножьте рейтинг на оценку важности критерия.
Составьте диаграмму. Эта техника подходит для ситуаций, когда требуется оценить большое количество идей - больше 50. На каждую идею сделайте карточку. Разложить на столе и начните группировать их по общим принципам.
Третье практическое задание - критически оцените свои идеи. Взвесьте все за и против. Поделите лист пополам и в левой за, в правой - против. Оцените за и против по 10 бальной шкале. Сложите все цифры
Метод ПМИ, или "плюс, минус и интерес".
Представьте наихудший сценарий.
Четвертое практическое задание - корректируйте, преображает, улучшайте. Определите три достоинства. Поразмышляйте о каждом из них, а затем оцените, нравится вам та идея больше, чем раньше. А теперь подумайте какие практические шаги (как минимум три) необходимо предпринять для реализации идеи. Поразмышляйте, а потом оцените, как изменилось ваше отношение к этой идеи.
Найдите роковую ошибку.
Если идея не пошла тестирования, попробуйте ее переосмыслить, переформулировать или перепрофилировать.
Шаг 8. Делайте. Новый подход к разработке инновационных продуктов, известный как дизайн-мышление. Истоком этого подхода стояла дизайнерская фирма IDEO. Одним из ключевых принципов дизайн-мышление является максимально быстрое проектирование и разработка нового продукта. Это называется "быстрым макетированием" - создание опытного образца (прототипа) за один час или день. Дизайнеры пользуются самыми простыми, дешёвыми и удобными подручными материалами, такими как пластилин, формовочная глина, картон и пенопласт.
Успех IDEO - лучшее доказательство того, что практическая деятельность является источником постоянной креативности. Когда мы материализует какую-то идею, то часто приходим к новым идеям и решениям.
Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что мышление формируется в ходе практической деятельности. Идея, воплощённая в конкретную форму, становится реальностью.
Первое практическое задание - нарисуйте. Возьмите пачку карточек. Разбейте проблему на ряд характерных признаков. Обозначьте каждый из этих признаков каким-нибудь символов. Разложить их на столе и создайте из них комбинации.
Поработайте в группе.
Второе практическое задание - посмотрите. Фотографируйте. Каждый день задавайте себе тему и фотографируйте все, что соответствует этой теме.
Соберите фотографии. Проведите какое-то время на интернет сайтах по обмену фото. Просматривайте их всякий раз, когда вам нужно найти свежую, оригинальную идею.
Составьте коллаж.
Третье практическое задание - постройте. Изготовьте быстрый макет.
Сконструируйте свою идею.
Даже самые абстрактные идеи можно воплотить в физическую реальность.
Четвертое практическое задание - конкретизируйте. Нарисуйте блок-схему.
Составьте карту путешествия.
Проиграете ситуацию.
Пятое практическое задание - совершенствуйте. Станьте плюшкиным.
Вернитесь к истокам.
Покажите и расскажите.
Заключение.
1. Шаг задавайте вопросы ведёт к наблюдению за нужными предметами и явлениями.
2. Шаг играйте ведёт к выявлению новых проблем и постановке правильных вопросов.
3. Обдумывание новых идей часто ведёт к новым вопросам.
4. Знания дают пищу для размышления.
5. Шаг думайте рождает новые идеи, которые затем можно синтезировать.
6. Процесс созидания может привести к новым идеям и комбинациям.
7. Процесс созидания также может привести к новым вопросам.
8. Шаг выбирайте часто позволяет по-новому взглянуть на мир.
9. Обдумывание новой идеи предшествует ее реализация.
10. Правильные вопросы помогают синтезировать уже имеющие идеи.