Необходимость инноваций.
Многие компании создаются в расчете скорее на непрерывное улучшение, чем на периодические инновации. Они знаю как стать лучше, но не знают, как стать другими.
Мы привыкли думать, что только учёные занимающие исследованиями и разработками, могут создавать новую продукцию. В реальности каждый имеет возможность быть творцом.
Конкуренция носит жестокий характер. Большинство того, что вы делаете, можно купить и у кого-то другого. Есть только один выход. Делайте то, что до сих пор было не известно в мире. Добивайтесь того, чтобы в данный момент вам не было равных, сохраняйте свою уникальную конкурентоспособность.
Чтобы придерживаться такой политики в современном мире, необходим другой стиль руководства: латеральное руководство.
Перемена влечет за собой переход из одного состояния в другое, но перемена не обязательно является инновацией. Инновация - это привнесение чего-то нового в привычное существование.
Творческое (креативное) мышление - это общий термин для описания любого нового подхода. Латеральное (боковое) мышление - термин, придуманный Эдвардом Боне для того, чтобы описать систему способов и методов, предназначенных для поиска радикально новых подходов к проблемам - не прямых, но скорее сбоку, со стороны.
Характеристики латерального лидера.
Традиционный руководитель во главу угла ставит действие, результат, эффективность и усовершенствование процесса. Латеральный руководитель считает необходимым создать в команде атмосферу, способствующую поиску новых, более совершенных методов работы.
Подготовительная база для перемен.
Латеральные руководители придают большое значение переменам, но вокруг всегда много тех, кого устраивает настоящее положение вещей. Бездействие не есть выбор.
Повышение эффективности важно, но этого недостаточно. Инновации побеждают эффективность. Вы должны улучшать качество вашей продукции, но делать это необходимо по совершенно новым методам.
Четыре элемента замысла.
Чтобы сформулировать замысел компании, необходимо учесть четыре компонента: цель, ваша миссия, ваша культура и ваши ценности. Цель - основная причина существования организации. Миссия выражает цель как стратегическую задачу. Культура определяет стиль организации - как она делает вещи. Ценности - это убеждения организации, то, что она отстаивает.
Реализация замысла.
Вы не в состоянии произвести перемену только своими силами. Прежде всего вы должны дать работникам полномочия: предоставить людям возможности осуществлять перемены своими собственными силами. Им нужны четкие цели, чтобы знать, что их ждёт впереди. Им нужно совершенствовать свое мастерство. Для успеха им нужна свобода. Степень их свободы и их ответственности должна быть согласована. Им нужна поддержка в освоении навыков творческого решения проблем и ободрение, чтобы не отступить перед встречей с радикальными инновациями.
Способность сохранять сосредоточенность.
Большинство людей уделяют основное внимание тому, что срочно, а успешные люди сосредоточены на том, что важно.
Наличие плана Б - это всегда мудрое решение.
Бросайте вызов своим предположениям.
Иногда само определение проблемы содержит ограничение, которое мешает ее решению.
Освободить себя от жёстких рамок предыдущего опыта означает подвергать постоянному сомнению все, что раньше считалось доказанным.
Спрашивайте подробно.
Часть вашей работы, как латерального руководителя, заключается в том, чтобы задавать основательные вопросы относительно вашего бизнеса и вашей ситуации. Скорые решения - это предсказуемые пути, основанные на предположениях и предубеждениях, а шанс инновации тем временем упущен.
У латерального руководителя должно быть развито чувство любопытства. Вы должны подробно распрашивать о каждом аспекте бизнеса, как если бы вы были консультантом или новичком в первый день на работе в этой компании. Чем дольше мы там работаем, тем труднее это делать.
Вы не должны переставать задавать вопросы и внимательно выслушивать ответы. Если вы один и тот же вопрос задаёте разным людям в разное время, вы получите разные ответы - в этих ответах будет ключ к тому, что изменилось.
Очень важно задавать себе вопросы там, где остальные не имеют никаких сомнений, принимают непреложную истину.
Вопросы, которые задаёт себе латеральный руководитель:
o Правильный ли вопрос мы задаём?
o Зачем нам необходимо решать эту проблему?
o Вообще, почему мы поступаем таким образом?
o Как нам по новому подойти к проблеме?
o Что если подойти к проблеме с обратной стороны?
o Кто выиграет и кто проиграет от решения этой проблемы?
o Что произойдет, если мы изменим свои взгляды?
o Если бы мы располагали неограниченными ресурсами и денежными средствами, как бы мы решили эту проблему?
Одним из наиболее важных видов творческого мастерства, которому нам необходимо учиться - это умение ставить вопросы. Мы должны все подвергать сомнению, любое свое предположение, любой закон и метод бизнеса.
Многие задаются одним или двумя вопросами и сразу спешат решить проблему. Эта распространенная тенденция - нам кажется, что вопрос ясен и наше страстное желание администратора решить проблему вырывается наружу. Это естественно и фатально. Недопонимание проблемы может легко привести к принятию неправильного решения.
Начните с таких вопросов, которые предполагают наличие множества различных ответов, а не тех, которые подразумевают ответ да или нет.
Часто лучше начинать с вопросов "как":
o Как создать такой продукт, который вдвое увеличит покупательский спрос?
o Как сократить наши производственные запасы вдвое?
o Как достичь новых перспектив?
o Как сократить на 25% нашу ценовую базу?
Эти вопросы означают, что недостаточно постепенного улучшения. Мы хотим значительных улучшений.
Когда вы приступает к изучению какой-либо ситуации или проблемы, можно начать с ряда вопросов, начинающих с "почему?".
Измените свою точку зрения.
Иногда мы занимаем неправильную позицию, и нам трудно найти очевидный ответ. Нам необходимо не спеша изменить свою точку зрения, подойти к проблеме с другой стороны, прежде чем у нас появится шанс прийти к решению.
Как мы можем заставить себя посмотреть на ситуацию другими глазами? Вместо того чтобы рассматривать что-либо со своей точки зрения, попробуйте воспользоваться мнениями:
o Покупателя
o Товара;
o Поставщика;
o Ребенка;
o Т.д.
Хороший способ по-новому взглянуть на проблему - найти ключевой термин и столько визуальных звеньев, сколько вам представляется возможным.
Комбинируйте необычное.
Подавляющее большинство новых идей не представляет собой ничего особенно оригинального, они вытекают из чего-то другого. Большая часть великих идей - это всего лишь сочетание других идей.
Если вы объедините две идеи, чтобы получить третью, то два плюс два равно пяти.
Сочетание идей может быть банальным или сложным. Факт тот, что почти каждая новая идея является синтезом других идей, поэтому есть смысл проанализировать комбинационные возможности.
Советы по составлению комбинаций.
Возьмите свой основной продукт или услугу и определите связь с каждым наименованием в перечне случайных продуктов, услуг или задач.
Найдите общее между вашей организацией и каждой другой организацией, с которыми вы пересекаетесь.
Проанализируйте, как используют вашу продукцию или услугу ваши клиенты?
Принять, адаптировать, улучшить.
Очень близким к понятию "сочетание идей" является понятие "адаптация идей", когда уже однажды отработанные идеи используют при других обстоятельствах. Это один наиболее успешных методов инновации.
Измените правила.
Если вы сможете изменить правила игры так, чтобы они больше подходили вам, чем вашим конкурентам, то это даст вам уникальное преимущество.
В бизнесе часто легче придумать новое дело, изменив правила уже существующего вида бизнеса, чем начинать все сначала.
Правила существуют, чтобы их нарушали. В бизнесе в качестве рефери выступает рынок, и он награждает того, кто меняет правила и создаёт ценности посредством инновации.
Советы по нарушению правил.
1. Осознание, что в вашем бизнесе есть всевозможные неписанные законы, которые руководят вами и ограничивают вас.
2. Сядьте и запишите все правила, которыми вы пользуетесь в вашем бизнесе
3. Потом попросите кого-нибудь ещё дополнить то, что вы пропустили.
4. Проанализируйте его, посмотрите, что в нем важно, а что мешает вам и может быть нарушено.
Повышение производительности.
Чтобы достичь творческой продуктивности, необходимо иметь массу идей и лишь путем отбора оставить несколько для проверки.
Зачем нужно много идей? Потому что каждая новая идея способствует нахождению очевидных и лёгких ответов. Чем больше необычных, сумасшедших, творческих идей, тем быстрее вы придёте к действительно радикальным решениям.
Нет смысла в наличии большого количества идей, если они не анализируются и не просеиваются, чтобы отобрать те, которые представляют действительный интерес.
Выполнить и оценить
Лучший способ проверить идею - это испытать ее. Ничто так быстро не превращает идею в действительность, как модель.
Несколько советов относительно успешного испытания:
1. Анализируете, но не долго. Тщательно продумайте идею, составьте план и затем приступайте к делу.
2. Проверьте идею на рынке с несколькими ключевыми покупателями или в специально выбранном регионе. Сделайте это по-настоящему, но в небольшом масштабе.
Внимательно проанализируйте обратную связь. Адаптируйте и усовершенствуйте идею.
Оценка: процесс отбора.
Радуйтесь неудачами.
Если вы предоставите людям свободу инноваций, свободу эксперимента, свободу преуспевания, то вы также должны дать им свободу неудачи.
Некоторые из величайших открытий и инноваций обязаны своему появлению случайности или неудаче. Очень важно иметь непредубежденное отношение и рассмотреть возможности в каждой новое полученной информации. Лишь в этом случае вы сможете правильно воспользоваться случайностью.
Латеральный руководитель поощряет культуру эксперимента. Вы должны учить людей, что каждый промах - это ступень на пути к успеху.
Используйте команду.
Подготовка к инновациям.
Наиболее распространенные ошибки: 22 способов подавления творчества.
1. Критика.
2. Пренебрежение методами "мозговой атаки".
3. Накопление проблем.
Люди, не находящиеся на руководящих должностях, стоят ближе к потребителю и им лучше видно, что работает, а что нет. Если привлечь их с поиском решения, вы получите богатый источник новых идей и разделенное ощущение цели.
4. Эффективность путем инноваций.
Если мы будем думать лишь о том, как делать вещи лучше, мы упустим шанс сделать что-либо другое. Исключительное внимание в сторону эффективности, чрезвычайно опасно.
5. Переутомление (перегрузка)
Порой следует подойти к проблеме с другой стороны, а не просто работать ещё упорнее.
6. Это не по плану.
Организации, которые составляют подробные планы и затем твердо их придерживаются, надевают на себя смирительную рубашку.
7. Поиски виновного.
8. Неправильные вознаграждения.
9. Перемена за счёт внешнего источника.
10. Выдвижение изнутри.
Если вы выбираете новых сотрудников присмотритесь к тем, кто не похож на других, кто может предложить новый, нестандартный взгляд на проблемы.
11. Передача инновационных проектов в производство.
Распространенной ошибкой больших организаций является передача инновационных проектов менеджерам существующей линии, которые также заняты в постоянном бизнесе.
12. Отсутствие подготовки.
Курс латерального руководителя.
Стадия 5. Стратегия, цели и задачи.
Методы анализа
Прошлое, настоящее и будущее. Команда анализирует, как выглядела отрасль или рынок 3 года назад, как она выглядит сейчас и что будет через 3 года.
Сила, слабость, возможности и угрозы.
Команда анализирует эти факторы организации.
Политика, экономика, общество, технология.
Анализ этих факторов, которые могут повлиять на бизнес в течение следующих 5 лет.
Большое количество упражнений.