Нина Зверева
Я говорю - меня слушают
Цель выступления.
Первая, наиболее распространенная цель выступления - это стремление выдать нужную информацию. Нужную - кому и для чего?
Главное сделать так, чтобы та информация, которую вы считаете нужно, была востребована теми, кто вас окружает.
Вторая цель выступления - это побудить к действию. При этом не так важен смысл, как важны эмоции, эмоции побуждения. Важна и подача.
Ещё одна возможная цель выступления - доложить результат.
И наконец самая распространенная цель выступления - поддержать компанию.
Перед выступлением всегда полезно подумать, какова ваша цель. Цель выступления должна быть конкретная и в каждом случае - своя.

Начало и финал.
Первую фразу надо готовить заранее. И конечно, хорошо, если она будет парадоксальна. Пусть первая же фраза вызовет реакцию у публики.
Последняя фраза имеет не меньшее значение, чем первая, и очень хорошо, если они друг с другом связаны.
Если вам надо поделиться информацией, значит, прежде всего, вы должны обратить на себя внимание. Информацию нельзя выдавать сразу, надо сначала сделать ей рекламу: «А я знаю как выйти из этой ситуации» или «А я читал, как можно решить этот вопрос нестандартным образом». А дальше можно назвать фамилию известного человека, который вызывает всеобщее уважение. Что ещё может быть заманухой, кроме упоминания имени, на которое все среагирует? Либо парадокс, то есть что-то неожиданное, нестандартное, либо шутка.
В финале речи повторить эту нужную информацию, только коротко, чтобы она точно всем запомнилась.

Паузы.
Если вы задали вопрос и сами сразу же ответили на него, считайте, вы потеряли аудиторию.
Именно с паузы опытный лектор и опытный учитель начинают любое выступление перед аудиторией.
Также хороший прием использование паузы. Вы задаёте вопрос и замолкаете. Вы задали вопрос, вам что-то ответили, а вы молчите, и это означает, что ответ вас не устраивает. Человек начинает рассказывать дальше.
Чтение и говорение - разные вещи. Поэтому не торопитесь, думайте над словами, не бойтесь поддержать паузу, цените ее. Задача хорошего оратора - втянуть аудиторию в процесс, в обдумывание новых слов, мыслей, эмоций. Пауза - это способ добиться полного внимания аудитории без каких-либо лишних призывов. Пауза - это размышление над сказанным, пауза - это вопрос, пауза - приглашение к сотрудничеству.
В каких случаях надо использовать паузы, если иметь в виду разные цели выступлений? Если мы хотим дать кому-то нужную информацию, хорошо бы для начала понять, насколько слушатели с ней знакомы. Для этого можно задать наводящий вопрос и поймать в ходе паузы настроение аудитории.
Если вам надо произвести впечатление, будете осторожны, потому что в таком случае ваша пауза может быть воспринята как проявление растерянности.
В то же время вам надо думать перед тем, как отвечать, и тогда ваша пауза будет характеризовать вас как человека размышляющего.
А вот если вам надо доложить результат, то лучше избегать пауз.
"Громкая" пауза, то есть мычание между словами, - огромный недостаток, от которого надо избавляться.

Голос, тембр и дикция.
Есть инструмент в виде голоса. Есть тембр, определяющий комфортность его восприятия слушателями. Есть дикция, и от нее зависит, сумеют ли люди уловить вашу мысль. И есть интонация - это то, как вы продаете блюдо в виде ваших слов.
Надо обязательно тренировать голос, делать его ровным и низким, говорить "диафрагмой" - тогда ваша речь будет хорошо восприниматься аудиторией.
Пение - один из доступных способов поставит голос и укрепить его.

Владение словом.

Чувство времени.

Общение с аудиторией.
Любая аудитория - это набор очень разных по темпераменту, по степени подготовленности, а иногда и по возрасту людей. Установить с ними контакт очень важно, это самое главное.
Задача большинства выступлений - донести нужную информацию и сделать её активной. То есть сделать так, чтобы люди эту информацию усвоили и потом ею пользовались. В это случае вам необходимо втянуть аудиторию в работу.
Желательно заранее подбирать материалы, раздавать их свои слушателям, их обязательно нужно готовить заранее - втягивать, втягивать людей в работу. Пока мы не сделали этого, пока мы не заставим их думать, пока они сами не задали себе вопрос и не помучились в поисках ответа, они не усвоят ваш правильный ответ.
Поэтому втягивание аудитории в процесс обсуждения любой темы - совершенно необходимый элемент успешного выступления!
На любом семинаре есть 5% людей, которые знают все не хуже лектора. Как и есть 5% людей, которые ничего не усвоят, но будут будить и сопротивляться.
Одно из непреложных правил - это комплимент аудитории и выражение радости по поводу встречи с нею.
Формы интерактивного общения могут быть самыми разными: голосование, вопросы в зал, анкеты, вызов людей с разными точками зрения для диспута, вопросы на листочках и т.д.

Уверенность.

Предварительная подготовка.
Лучший экспромт - хорошо подготовленный.
Как уверенный в себе человек вы должны дождаться полного внимания со стороны аудитории, какой бы она не была.
Предварительная подготовка заключается в том, чтобы определить и продумать следующее:
·Цели и задачи своего выступления
·Главную мысль
·Параметры выступления - хронометраж, где и как стоять или ходить.
·Начало и финал
·Какую-то яркую фишку.
·Детали интерактива, игры с аудиторией.
Хорошее выступление обязательно должно вызывать вопросы. Иногда до выступления задать самому себе вопросы и продумать ответы на них.
Если у вас совсем нет времени на подготовку, в вашем выступлении должны присутствовать история, ирония и искренность.
Надо стараться запоминать удачные анекдоты, шутки, афоризмы.
Надо всегда знать, перед кем вы выступаете. Второй этап - сбор вопросов от ваших будущих слушателей.
Далее - подготовка самого выступления. Вам надо ответить на вопрос: что вы хотите донести до аудитории. Пользуйтесь правилом трех- первое, второе и третье люди могут запомнить. Остальное забудется.
Причем самым важным должно быть либо второе утверждение, либо третье. И желательно в конце повторить их.
Главную мысль можно в конце выступления спросит у аудитории и понять насколько хорошо вы ее донесли.
Главное не сказать, а быть услышанным.

Внешний облик.

Память.
Память, хороша она или плоха, требует тренировки. Памяти надо помогать, надо записывать. Но то, что вы записали, это тоже пассивно, эти надо пользоваться.

Подручные средства.
Подручные средства, это - доска, флипчарт, презентация в виде слайдов, раздаточные материалы.
Что хорошо при использовании доски - это ощущение симультаности, то есть одновременного возникновения картинки и слов на глазах аудитории.
На слайдах размещают графики и картинки и минимум текста, написанных крупным буквами.
Во время доклада вам всегда надо смотреть в глаза аудитории. Действовать надо по следующей схеме: вы находите глаза конкретного человека, цепляетесь за них, причем сначала ищете те глаза, которые смотрят на вас с интересом и удовольствием, а потом глаза остальных, в том числе тех, которые не хотят смотреть на вас.
Помните - каждый человек нуждается в индивидуальном контакте, даже если он находится за километр от вас. Вы смотрите туда, значит, его видите!
Если за круглым столом сидят 15 человек, вы должны каждого поймать взглядом. С каждым поздороваться взглядом и отметить реакцию на то, что вы говорите, особенно если это какие-то принципиальные важные вещи. Все ли поняли, все ли посмотрели на вас? Если люди опустили глаза, смотрите на них, пока они их не поднимут.
Можно заранее раздать каждому сидящему в зале основные тезисы вашего выступления и держать перед собой такую же бумагу, и тогда вы будете спокойно вместе со слушателями идти от пункта к пункту.
Но раздаточный материал может быть устроен сложнее и интереснее. Например в нем могут быть тесты, анкеты.

Эмоции.
Катарсис - высокая эмоция сопереживания.
Хорошее выступление обязательно должно вызывать у слушателей положительные эмоции.
Людей всегда волнуют и будут волновать жизнь и смерть, любовь, деньги.
Доклад лучше всегда строить по принципу "холодно - горячо", "плохое - хорошее" чтобы интерес слушателей подогревался различными по окраске эмоциями.
Многие ораторы умело используют в своих выступлениях эмоции сочувствия и сострадания, которые стимулируют катарсис.
Хорошее выступление редко обходится без личных моментов, и это нормально.
Нельзя хвастать и говорить о своих успехах, гораздо лучше - самоирония, рассказ о неудачах и о тех, кто помог вам выйти из трудной ситуации победителем. Правило трёх И: история, ирония, искренность.

Реакция.

Жесты, мимика, ходьба.

Знание аудитории.
Чем больше времени и сил вы потратите на изучение своей аудитории, тем лучше для вас.
Надо готовить свое выступление, руководствуясь тремя пунктами:
1. Все, что вы говорите, должно быть понятно данной аудитории. Понятно! Каждое слово, каждый пример.
2. Должно быть интересно.
3. Ваша тема должна касаться лично каждого из тех, кто сидит в зале. Все присутствующие должны понимать, зачем каждому из них нужно знать то, что вы им собираетесь рассказать. Потому что, даже если это важно и интересно, но не касается их лично и лично они ничего не приобретут, вас не будут слушать. У людей должна быть мотивация.

Типы ораторов.
Made on
Tilda