+7 903 359 23 52

Александр Никифоров

Логика
Логика есть наука о формах и законах познающего мышления. Логику интересует лишь форма наших мыслей, но не их содержание.
Мысль называется истинной, если она соответствует своему предмету, т.е. представляет объект, ситуацию, положение дел так, как они существуют в реальности сами по себе. К сожалению можно правильно рассуждать, но исходить и при этом из ложных посылок. В таком случае вы можете прийти к любому заключению - как к истинному, так и ложному. Как говорится, из лжи следует все что угодно.
Создателем логики считается Аристотель. В древней Греции высоко ценились учителя, их называли софисты (мудрость). Со временем, однако софисты стали изобретать приемы направленные на то, чтобы одурачить собеседника, представить противника в смешном или глупом виде. Такие недобросовестные приемы и уловки получили названия софизмы, а слово софист приобрело негативный оттенок.

Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей. Если вы способны обосновать свою мысль, решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только ясной, но и убедительной.

Слова и предложения.
Среди слов наиболее важными являются имена, это названия предметов, явлений, событий. Понятие есть форма мысли, выраженная именем. Имя - это выражение языка, а понятие - это мысль. Между именами и понятиями нет жёсткой связи: одно и то же понятие может выражаться разными именами и одно и то же имя может выражать разные понятия. Содержание понятия - это совокупность тех свойств, которые мыслятся в данном понятии. Объем понятия есть множество тех предметов, каждому из которых принадлежат свойства, входящие в содержание понятия.
По величине объема понятия разделяются на три группы: единичные, общие и пустые. Пустыми будут понятия, в объем которых не входит ни одного реального предмета.
Понятия бывают конкретные и абстрактные. Неточным является такое понятие, границы объема которого расплывчаты, неопределенны. Неясными называют понятия с неопределенным содержанием.
Для устранения неясности понятий и уточнения их содержания используется операция определения понятий через другие понятия.
Деление есть логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством разбиения его на виды. Деление должно быть соразмерным, члены деления должны исключать друг друга и деление должно производится только по одному основанию.
Суждение есть такая форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами. Наличие утверждения или отрицания служит отличительной характеристикой суждения как особой формы мысли. Именно благодаря этому суждение обладает ещё одним важным признаком: оно может быть истинным или ложным.
Простым называется суждение, не содержащее логических связок. Атрибутивное суждение утверждает или отрицает принадлежность предмету каких-либо свойств, состояний, видов. Субъектом суждения называют понятие о предмете нашей мысли. Предметом суждения называют понятие о признаке или состоянии. Их ещё нужно связать, поставить в определенное отношение - только тогда они образуют новую форму мысли. Это связка.
Сложным называют суждение, содержащее логические связки и состоящие из нескольких простых суждений. Логические связки: отрицание (не), конъюнкция (и), дизъюнкция (или), импликация (если то).
Законы логики
1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе.
2. Закон противоречия (непротиворечивости): два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными - по крайней мере одно из них необходимо ложно. Соединение противоположных суждений даёт противоречие. А из противоречия следует все, что угодно. Из лжи следует все что угодно. Приняв противоречие, вы теряете возможность отличать истину от лжи: ложь будет выглядеть столь же убедительно, как и истина.
3. Закон исключенного третьего: из двух противоречивых друг другу суждений одно обязательно истинно.
4. Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна иметь достаточное основание.

Рассуждения и умозаключения.
Умозаключение есть форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил получают новое суждение. Всякое умозаключение состоит из двух частей: те суждения, из которых мы исходим, на которые мы опираемся в умозаключении, называются его посылками, новое суждение, извлекаемые нами из посылок, называется выводом. Все умозаключения разделяются на две большие группы - дедуктивные и индуктивные. Дедуктивными называют такие умозаключения, в которых вывод из посылок следует с необходимостью, т.е. если посылки умозаключения истинны, то вывод обязательно будет истинным.
Одно из распространенных умозаключений из двух посылок является категорический силлогизм. Состоит из 3 терминов: меньшие - субъект вывода, предикат вывода и понятие, входящее в обе посылки, но отсутствующее в выводе. Силогизм - это умозаключение, говорящее о соотношении объемов входящих в него понятий. В силогизме должны быть только три термина. Если появляется четвертый термин, силогизм разрушается. Силогизм, в которой опущена и лишь подразумевается одна из частей - посылка или вывод, - называется энтимемой.
Индуктивными называются умозаключения, расширяющие наше знание и дающие не достоверный, а лишь вероятный вывод.
Доказательством называют обоснование истинности некоторого утверждения с помощью других, истинных и связанных с ним утверждений. Всякое доказательство включает в себя по крайней мере три элемента. Тезис - утверждение, истинность которого обосновывается в процессе доказательства. Аргументы (или основания) - утверждения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса. Демонстрация (или форма) доказательства - логическая связь аргументов с тезисом. Доказательства подразделяются на прямые и косвенные (доказательство от противного). В косвенном доказательстве мы добавляем ещё один элемент - антитезис, а затем показываем, что он ложен. Это даёт нам право утверждать, что тезис истинен.
Опровержением называют установление ложности и или необоснованности выдвинутого тезиса.
В процессе доказательства тезис должен оставаться неизменным.
Подмена тезиса.
Аргументы для доказательства должны быть истинными утверждениями. Нарушение этого требования, связанное с использованием ложного аргумента, называется основным заблуждением.
Самое трудное в доказательстве - показать, что между аргументами и тезисом существует определенная логическая связь, что тезис действительно вытекает из приведенных аргументов.

Спор.
Логический скелет любого спора - доказательство и опровержение. В споре большую роль играют эмоции, особенно если спор происходит публично. Помните, что публика, как правило, не очень внимательно слушает то, что говорят. Поэтому длинные рассуждения в публичных спорах должны быть исключены. Во-вторых, публика в массе своей не думает. Собравшись вместе, люди чаще всего превращаются в толпу и начинают жить ее эмоциями и страстями. И последнее: если люди вас плохо слушают и мало что понимают, то они ориентируются на внешний облик выступающего. Если он держится уверенно, говорит напористо и убеждённо, одет соответствующим образом, то публика ему поверит.
Перед началом спора следует постараться точнее сформулировать тезис и обозначить предмет спора, зафиксировать пункт разногласий и задать позиции спорящих сторон, договориться о значении ключевых терминов. Возможно что ваши позиции в основном совпадают, а разногласие есть только в формулировках.
Если нет ни одного положения, с которым согласились бы обе стороны, то спор оказывается невозможным: ну как спорить с человеком, который отвергает все, что бы вы ни сказали.
Ни с чем не соглашаться, все отрицать - вот порой средство самоутверждения молодого человека, одна из основ юношеского нигилизма или уловка того, кто не хочет вступать в спор.
Допустимые тактические приемы спора.
1. Инициатива. Следует с самого начала захватить инициативу: предложить свою формулировку спорного вопроса, предложить место проведения спора, наличие или отсутствие слушателей. Захватив инициативу, продолжайте наступление: нападайте на тезис и аргументы оппонента, заставляя его защищаться, вопросами, уточнениями направляйте спор в нужном для вас направлении.
2. Бремя доказывания. Порой решающее преимущество получает в споре тот, кому удастся возложить бремя доказывания на оппонента. Проще говоря, захватив инициативу, следует повести дело так, что доказывать свой тезис пришлось вашему противнику: вы утверждаете то-то и то, а как вы можете обосновать свое утверждение? Или откуда следует то, что вы сейчас сказали? Позиция критика всегда выгоднее, чем позиция деятеля, созидателя.
3. Концентрация. Нужно найти слабый пункт оппонента и сконцентрировать все внимание и силы именно на нем.
4. Неожиданный резерв. Не спешите выкладывать все свои аргументы, все свои аргументы, все свои возражения.
5. Обращение аргументов противника против него самого. Этот прием хорош в спорах с людьми, которые любят проповедовать высокие моральные принципы, поучать окружающих относительно того, как надо жить, хотя сами далеко не следуют этим принципам.
6. Отложенный ответ. Если вдруг оппонент привел сильный довод, на которое вы не знаете, как ответить, не спешите признавать свое поражение. Попробуйте отложить ответ, поговорите о других аргументах, задайте уточняющий вопрос.
7. Следует развивать в себе способность помнить весь спор, т.е. держать в памяти его начало, тезис противника и свой собственный, взаимную аргументацию и общее направление полемики.
8. Манера держаться. Важно сохранять выдержку, спокойствие, хладнокровие. Не подавайтесь эмоциям. Если почувствовали, что начинаете волноваться, повышать голос, остановитесь, посчитайте до 10.

Ошибки, допускаемые в доказательстве, могут носить разный характер. Если ошибка допущена непреднамеренно - в силу незнания, невнимательности или запальчивости, она называется паралогизмом. Но ошибка может быть допущена сознательно, те человек понимает, осознает, что так рассуждать нельзя, и всё-таки делает это. Тогда мы имеем дело не с ошибкой, а с софизмом - запрещённым, некорректным приемом, который не заслуживает снисхождения.
Запрещённые приемы можно разделить на две группы: запрещённые общие приемы и запрещённые аргументы.
Запрещённые общие приемы
1. Подмена тезиса. Опровержение обоснования выдаётся за опровержение тезиса. Расширение или сужение тезиса. Усилие и смягчение тезиса. От сказанного с условием к сказанному безусловно.
2. Использование эмоционально окрашенных понятий. Все что свидетельствует в поддержку тезиса оппонента, произносится негативным оттенком, а собственные аргументы излагаются в возвышенных выражениях. Средства массовой информации сообщают информацию не в нейтральных терминах, а стараются передать ее такими словами, которые должны внушить нам определенное отношение к ней - позитивное или негативное. Навешивание ярлыков - уловка, близкая к предыдущей. Этот прием нетрудно парировать. Надо дать им пояснить этот термин.
3. Поспешное обобщение. Сюда же можно отнести и чрезмерное увеличение.
4. Пари. Если противник слаб духом, он может отступить от своего тезиса и победа окажется на вашей стороне.
5. Чрезмерно быстрая речь.
6. Диверсия. Здесь отбрасывают тему спора, который для вас сложился неудачно, и, не признав своего поражения, обращаются к другой теме.
7. Затягивание спора. Повторения и переспрашивания способны довести оппонента до того, что он или забудет все свои аргументы, или просто плюнет и уйдет от вас.
8. Отвлекающие вопросы. Дискредитирующей вопрос: "довольно слов. Отвечай кратко: да или нет. Скажи ты перестал бить свою жену?"
Педантичный вопрос о значении любого слова.
Бесконечные "вы это говорили!", "Нет, не говорил!".
9. Замещение. Уловка из детства.
10. Срывание спора. Самое просто не давать оппоненту говорить.
11. Предвзятая интерпретация (двойная бухгалтерия).
12. Уловка артиста. Суть уловки проста: сказать человеку какую-нибудь гадость, чтобы вывести его из равновесия.
13. Мимика.
14. Интонация.
15. Заноза. Внешне безобидная фраза, содержащая второй - обидный смысл.
16. Оскорбления.
17. Тормоз (улитка, глухая оборона).

Запрещённые аргументы.
Аргументы, доводы, используемые нами в споре, делятся на две большие группы. Одни из них относятся к предмету спора, к защищаемому или опровергаемому положению и носят название - аргумент к делу. Аргументы второй группы относятся не к существу дела, направлены не на обоснование или опровержение выдвинутого положения, а используются лишь для того, чтобы одержать победу. Они носят общее название - аргумент к человеку. С точки зрения логики все аргументы к человеку некорректны, и их использование служит верным симптомом того, что участники дискуссии отбросили выяснение истины и переходят к выяснению отношений. Рассмотрим некоторые.
1. Аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения великих учёных, общественных деятелей, писателей и т.п., в поддержку своего тезиса или в опровержение тезиса противника. Такая ссылка может казаться вполне допустимой, однако она некорректна. Дело в том, что человек, получивший признание в одной области, не может быть столь же авторитетен во всех областях. Апеллируют к авторитету аудитории, должности, мундира, возрасту.
2. Аргумент к публике. Эффективную форму приобретает если апеллировать к материальным интересам публики.
3. Аргумент к силе.
4. Аргумент к жалости - пробуждение в оппоненте жалости и сочувствия в надежде на то, что под влиянием этих чувств он смягчиться и не станет доводить спор до победного конца.
5. Аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал сопернику с целью либо смягчить его, укротить его полемический запал, либо с целью подсластить ему поражение.
6. Аргумент к невежеству - использование в полемике таких фактов, о которых ваш противник ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он заведомо не читал. Не надо стесняться и сказать, что не знаешь чего-то, не читал кого-то. Можно в ответ самому перейти в наступление и уточнить, что же там говорил тот или этот.
7. Дамский аргумент. Суть его состоит в следующем. По многим вопросам нашей жизни часто возможно не два, а множество самых разнообразных мнений. Так вот в споре, желая защитить свое мнение, недобросовестный оппонент противопоставляет ему самое крайнее, часто нелепое мнение из возможного диапазона и приписывает его вам. Вы, конечно, эту крайность отвергаете, и тогда он делает вывод о том, что вы согласны с его мнением. Муж жене: ты не права. Жена: по-твоему, говорю неправду! Выходит, я обманываю! Значит, я вру? Брешу, так сказать? Значит, я собака? Мама! Он меня сукой назвал!
8. Нелепые доводы - бессвязные чушь, высказанная с умным видом для того, чтобы огорошить противника, привести его в откровение, в столбняк.
9. Аргумент к личности - самый гнусный, но, самый распространенный прием. Нападают на личные особенности оппонента - черты внешности, убеждения, вкусы, поведение и т.п.
Made on
Tilda