Меньше говоря и больше спрашивая, вы сможете работать менее усердно и оказывать большее влияние. Привычка вести себя как Коуч предполагает умение не спешить давать советы и чаще наблюдать за действиями других.
Чаще всего советы бесполезны по двум причинам:
1. Вы решаете не ту проблему.
Как правило, вы предлагаете идеи и решения не той задачи. Вас обманули, заставив поверить, что первая названная проблема - главная. Так бывает редко. Но из-за того, что все мы нервничает, спеша помочь немедленно, это заставляет нас преодолевать первое попавшее препятствие. И чаще всего это не та проблема, которая на самом деле требует решения.
2. Вы предлагаете посредственное решение.
Допустим, вы обошли эту первую ошибку и начали работать над актуальной задачей. Теперь вы предлагаете целый ряд решений, которые далеко не так хороши, как вам кажется.
Вместо того чтобы генерировать дополнительные, более удачные варианты, люди хватаются за первую непроработанную идею, которая почти никогда не оказывается лучшим решением.
Когда совет становится главным способом управления, ущерб наносится по четырем направлениям:
1. Это демотивирует тех, кто получает советы.
Пинк описывает три движущих фактора, которые действительно мотивируют людей: самостоятельность, мастерство и целеустремленность. Если человек постоянно получает советы, не имея возможности поделится собственными идеями, его самостоятельность и мастерство снижается.
2. Это подавляет тех, кто даёт советы.
Ваша готовность давать советы означает, что вы добавляете лишнюю работу и ответственность в свою и без того насыщенную жизнь.
3. Это ставит под угрозу эффективность команды
4. Это ограничивает возможности организационных изменений.
Глава 1. Укротите вашего монстра-советчика
Три отличия монстра-советчика: подсказчик, спасатель, контролер.
«У вас должен быть ответ! Если вы не подскажете, задача не решится и мы потерпим неудачу.»
«Вы должны нести ответственность за все! Если вы не спасёте всех и вся, мы потерпим неудачу.»
«Вы должны все контролировать! Если вы не будете все контролировать и всем управлять, мы потерпим неудачу.»
В тех ситуациях, когда ваш монстр-советчик пользуется моментом и вы говорите другим, что им делать, или спасаете их от них самих, или сохраняете контроль над ситуацией, за этими реакциями стоит убеждение: я лучше их. Я быстрее, или умнее, или опытнее, или старше, или увереннее в себе, или громче, или креативнее, или правильнее, или ...
В такие моменты вы говорите и о недостатках окружающих. Они недостаточно умные, недостаточно эффективные, недостаточно стойкие, недостаточно способные, ... Они недостаточно хороши.
Монстр-советчик - часть человеческой натуры. По-своему он пытается вам помочь. Вы не сумеете от него избавится. Но вы можете приручить его, чтобы реже вести себя бесполезно для себя самого и для тех, кого вы пытаетесь направлять.
Четыре шага по приручению вашего монстра-советчика
1. Кто спустил собак? Вы не приручить своего монстра-советчика, пока не узнаете, что выводит его из себя и спускает с поводка. Вы должны знать триггер, чтобы изменить привычку.
2. Признания
Теперь, когда вы нашли триггер человека и/или момент, вы можете прояснить поведение своего монстра-советчика.
3. Награды и наказания
Сформулируйте как выгоды так и издержки поведения, которое вы определили на шаге 2.
4. За победу вас-будущего!
Если вы не видите преимущества себя-будущего, изменить свое поведение будет очень тяжело.
Практикуйтесь, получайте обратную связь, адаптируйтесь, повторяйте. Именно так вы укротите своего монстра-советчика и сформулируйте поведение коуча.
Глава 2. Дольше сохраняйте любопытство
Действовать как Коуч означает, что вы должны:
- дольше сохранять любопытство;
- не спешить с действиями и советами.
Три принципа коучинга
1. Быть ленивым.
2. Быть любопытным.
3. Часто вести себя как Коуч.
Чтобы реализовать названные три принципа, вам нужно задать всего 7 вопросов. Вам не нужно задавать эти вопросы в определенном порядке. Они работаю сами по себе и в любой последовательности.
1. Стартовый вопрос - быстрое начало: "о чем вы думаете?". Идеальный способ начать многие разговоры. Одновременно открытый и фокусирующий.
2. Вопрос аче: "а что ещё?". Первый ответ никогда не является единственным и редко бывает лучшим.
3. Центральный / фокусирующий вопрос: "в чем вы видите настоящую проблему?" Мы все тратим слишком много времени и сил на решение неверно выбранной задачи, поскольку бросаемся решать первую попавшую проблему, думая, что она и есть главная.
4. Основной вопрос: "чего вы хотите?" Именно с него начинаются мотивированные и осознанные действия.
5. Стратегический вопрос: "если вы отвечаете на это "да", то чему вы должны сказать "нет"?". Стратегия предполагает смелый выбор, и этот вопрос абсолютно ясно показывает истинную цену приверженности делу и возможностей.
6. Ленивый вопрос: "чем я могу помочь?" Самый мощный вопрос, чтобы остановить нас от "спасения" другого человека. Альтернативный вариант: "чего вы от меня хотите?"
7. Обучающий вопрос: "что здесь оказалось для вас наиболее полезным и ценным? Обучение происходит не тогда, когда вы говорите людям что-то, а когда они сами это понимают.
Вывод: один вопрос - хорошо, комбинация вопросов - лучше.
Восемь способов верно задать вопрос.
1. Задайте по одному вопросу за раз.
2. Прекратите вступление и задайте вопрос.
3. Следует ли задавать риторические вопросы?
4. Придерживайтесь вопросов, начинающих с "что". Мы избегаем "почему ...", так как это часто вызывает защитную реакцию, и "как ...", потому что это слишком быстро переводит разговор в фазу, ориентированную на действия/время решения проблемы.
5. Не стесняйтесь молчания.
6. На самом деле слушайте ответ.
7. Примите полученные ответы.
8. Используйте любой подходящий канал, чтобы задать вопрос.
Как провести мастер-класс 1
Когда вы собираетесь побеседовать с кем-либо с позиции коуча, подайте себе сигнал сохранять любопытство. Можно выбрать фразу, которая лучше всего вам подходит (прайминг). Может быть вас вдохновит Алиса (все чудесатее и чудесатее), или то, что поможет отложить совет (помедленнее, помедленнее), или просто любимый вопрос, который вы хотите не забыть задать (а что ещё? А что ещё?). Другая тактика заключается в том, чтобы начать разговор с фразы: "хотелось бы узнать ...", и вдруг - о, чудо! - вам действительно захотелось что-то узнать.
Определите настоящую проблему
Ваша задача - перестать искать решения и начать находить проблемы. На самом деле это означает быть неутомимым: сохранять любопытство достаточно долго, чтобы позволить другому человеку подумать и добраться до сути вопроса.
Есть шесть способов, которыми люди сбивают себя с толку, и в итоге не могут обнаружить истинную проблему. Это способы напустить туман: шаблоны разговора, мешающие понять, что действительно важно. Первые два - Пустословие и "коучинг призрака" - это ловушки, в которые может попасть коуч. Остальные - это модели поведения человека, к которому вы обращаетесь.
6 способов напустить туман
1. Пустословие. Если вы не сосредоточены - первое, что вам скажут, редко окажется настоящей проблемой.
2. Коучинг призрака. Если вы проводите коучинг с призраком - верните в центр внимания человека, к которому вы обращаетесь.
3. Уход от реальной проблемы. Если вы пытаетесь все урегулировать - будьте мужественны и немного уступите.
4. Отвлечение. Если ваши собеседники отвлекаются, их задача - решить проблему. Ваша задача - помочь им разобраться в проблеме.
5. Обобщение. Если они обобщают - переходите от общего к конкретному, от абстрактного к личному.
6. Запутывание. Если они пытаются вас запутать - остановите безумие, вмешайтесь!
Достижение мастерства - это вовсе не вопрос времени; все дело в повторении. Чем больше вы упражняйтесь, особенно если делаете это осознано и преднамеренно, тем больше активизируются и укрепляются нейронные связи, и тем сильнее становится ваша привычка.
Каждый разговор труден или может стать таким в любой момент. В этом состоянии ситуации кажутся чёрно-белые и, человек находится в режиме выживания, а не в режиме созидания, что формирует потенциал для антагонизма. Как сделать наше взаимодействие убедительным, безопасным и полезным? Четыре стимула, которые мозг взвешивает, чтобы определить, безопасна ли ситуация или нет:
Племя: "ты со мной или против меня?".
Ожидание: "знаю ли я, что сейчас произойдет?"
Ранжирование: "вы более или менее важны, чем я?"
Автономность: "имею ли я право голоса в этом вопросе?"
Когда этот коэффициент высок - и разум даёт понять, что ситуация безопасна, - люди соглашаются, задействуют самые умные части своего мозга, видят нюансы ситуации, предполагают позитивные намерения и проявляют себя с лучшей стороны.
Дахигг в книге "Власть привычки" объяснил три цикла формирования привычки. Во-первых, сигнал - тот тригерный или контекстуальный момент, который запускает определенное поведение. Затем само поведение - автоматическая реакция на триггер. И, наконец, награда - доза дофамина, которая говорит мозгу, сделай это снова.
Вам должно нравится действовать как Коуч, иначе вы не станете этим заниматься.
Когда вы пересекаете финишную черту, забивание гол, достигаете вершины - за этим должна следовать предсказуемая физическая реакция. Радость соматична: она проявляется в вашем теле.
Клин: все обучение зависит от обратной связи. Чем быстрее вы получите обратную связь, тем быстрее учитесь.
Рефлексия - это форма практики. После события задайте себе несколько вопросов и зафиксируйте ответы.
Попробуйте черпать вдохновение из разборов полетов. Существует три группы вопросов. Во-первых, "что должно было произойти, что произошло и почему это не совпало?" Затем "что сработало, а что не сработало?" И, наконец, "что бы вы сделали по другому в следующий раз?" Или можно все упростить и записать одну вещь, чтобы быть эффективнее в следующий раз. Все что угодно, лишь бы вы дали себе время поразмышлять.
Щедрость - это инструмент, которым искуссные коучи постоянно пользуются, причем тремя неожиданными способами.
Первый способ углубится во что-то - стать щедрым на молчание.
Второй тип щедрости заключается в желании быть открытым в том, что касается понимания происходящего, и в открытости во время разговора.
Последняя форма великодушия - это искусство ценить кого-то.
Если собираетесь давать советы, делайте это хорошо.
Четыре способа дать толковый совет:
1. Определите нужный момент. Научитесь находить правильные моменты для раздачи советов. Иногда ситуация "вопрос - ответ" - именно то, что нужно
2. Преуменьшить свою значимость. Что происходит, когда босс выдвигает свои предложения о том, что делать? Все кивают и соглашаются. Умение смягчить уверенность, когда вы представляете свою идею, снижает давление, избавляет подчинённых от необходимости сказать "да" и снимает с вас обязательство непременно предложить лучшую идею
Вот несколько хорошо проверенных фраз, которые стоит добавить перед советом.
"Возможно я ошибаюсь ..."
"Вот всего лишь одна идея ..."
"Это может показаться совершенно неуместным ..."
3. Дайте совет
Когда наступит безусловно подходящий момент для того, чтобы дать совет, сделайте это уверенно.
4. Проведите разбор полетов
В качестве последнего шага проверьте, пригодился ли ваш совет. Помог ли он?