Любое умственное упражнение изменяет структуру мозга. Но способствует росту нервных клеток и укрепляет связи между ними. Нервные клетки растут независимо от возраста человека, реагируя на активную деятельность интеллекта.
Применение методов тренировки памяти поможет приобрести не просто фотографическую, а сверхфотографическую память и, кроме того, развить воображение, укрепить способность сосредотачиваться, улучшить наблюдательность и способность концентрировать внимание. И все это важнейшие составляющие процесса мышления.
Принцип напоминания - установление связи между вещями, где одна вещь напоминает о другой. Эта связь устанавливается в тот самый момент, как когда происходит действие. Связь или ассоциация с принципом напоминания может быть установлена легко, если использовать две какие-то вещи, пусть даже вторая из них будет абстрактной и ее нельзя даже мысленно увидеть. Речь как правило всегда идёт о двух вещах.
Представьте идиотскую картинку во время совершения автоматического действия, вы заставите свой разум обратить внимание на это. Вы вынудить разум присутствовать в это момент времени.
Начинайте процесс запоминания с ассоциаций. Постарайтесь, чтобы ваша картинка была за пределами привычного и выглядела совершенно невероятной.
Пример: Запомнить 10 пар слов с помощью выстроенной вам ассоциаций.
При запоминании последовательности предметов выстраивание ассоциации между ними, а потом вспоминая ассоциации вспомните и вещи.
Один из вспомогательных приемов - соединять какую-нибудь новую информацию с чем-то таким, что уже хорошо известно.
Наблюдательность - важнейшая составляющая памяти. Наблюдательность соседствует с интересом. Мы хорошо запоминаем то, что нам интересно, намного лучше, чем то, к чему мы безразличны. Метод тренировки памяти заключается в том, чтобы безболезненно, без какого-либо дополнительного труда вызвать интерес и внимание. Это должно происходить автоматически.
5 правил для запоминания имён:
1. Убедитесь, что вы действительно услышали имя.
2. Постарайтесь записать имя.
3. Выскажете какую-нибудь мысль по поводу этого имени.
4. При каждом удобном случае в разговоре с собеседником старайтесь произнести его имя.
5. Произносите имя собеседника на прощание.
Придумайте имя заменителя для фамилии. К примеру разбейте слово по слогам и превратите их в слова и объедините во фразу.
Для запоминания лица надо выделить в нем то, что, на ваш взгляд, кажется особенно запоминающимся. Потом необходимо сосредоточиться на этой черте. И в конце мы должны связать ассоциативной связью имя (фамилию) и эту черту.
Запоминание чисел.
Первый шаг в деле запоминания чисел сводится к тому, чтобы выучить новый алфавит - фонетический алфавит.
1 = т д
2 = н
3 = м
4 = р
5 = л
6 = ш ж
7 = к г
8 = в ф
9 = п б
0 = с з ц
Потом число разбивается на блоки на 3 или 2 числа, каждый блок с помощью этого алфавита переводится в слово (3 или 2 согласные буквы с помощью любого количества гласных соединяются в осмысленное слово) и потом выстраивается ассоциативная связь между образованными словами.
Запоминание нумерованных списков. Для каждого числа (порядкового номера) запоминается слово-подсказка. И при запоминании списка делается ассоциация между этой подсказкой и запоминаемым словом.
Слова ориентиры
1 волшебная палочка
2 лебедь
3 трехлистный клевер
4 стул
5 звезда
6 хобот слона
7 флаг развивающий
8 песочные часы
9 трубка
10 утес
Далее используем фонетический алфавит
10 утес
11 дуда
12 тина
13 тумба
14 тир
15 дуло
16 душа
17 дог
18 див
19 дуб
20 нос
и т.д.
Этим способом можно запоминать ключевые слова пронумерованных выражений.
Запоминание телефонных номеров, цен.
Запоминание азбуки морзе.
Для этого составляем слова-алфавит для букв и объединяем их с подсказками номеров.
Запоминание названия книг, фильмов, музыкальных произведений, художников и т.п.
Запоминание времени, дней недели.
Для запоминания определенных действий, выполняемых в определенное время используется тот же принцип, что и для нумерации списков. Для каждого часа ставится слово напоминание и связывается с действием.
Запоминание речи публичного выступления.
Важно запоминать не саму речь, а мысли и содержание речи. Для этого запоминайте ключевые слова.
Начиная с первой мысли вашей речи, представив ее в двух, трёх или четырех фразах. Затем возьмите оттуда одно слово или фразу, один образ, который, по вашему мнению, может подсказать всю мысль.
Если вы запишите ваши ключевые слова - опорные точки для подключения ассоциативной связи - на листе бумаги, они будут служить вам конспектом. Хотя если вы установите связи и между ключевыми словами, то и такой конспект вам не понадобится. После того, как сформирована основная цепочка, можно вернуться к какому-то ее месту и начать формировать новую, боковую цепочку-ответвление.
Важно не просто прочитать, но и запомнить.