Администрирование или управление? Администрирование имеет ряд достоинств: быстрота выполнения, отсутствие возражений и ощущение собственной силы и значительности. Но администрирование всегда вызывает сопротивление, иногда неосознанное. Нередко приходится прибегать к принуждению, подавлять инициативу, руководитель не получает обратной связи от подчинённых и то и дело оказывается дезинформированным. При управлении удается сделать так, что (подчинённый, ученик, больной, член семьи и т.п.), выполняя распоряжение, одновременно исполняет свои желания и удовлетворяет свои потребности. Трудности процесса управления заключаются в том, что ответственность за неудачи приходиться брать только на себя.
Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, т.к. одни мы не в состоянии удовлетворить свои биологические и социальные потребности. Человек идёт в группу для удовлетворения своих потребностей. Он думает об укреплении группы, когда уверен, что группа встанет на его защиту, если он попадет в трудную ситуацию, что его не обойдут при распределении благ, полученных группой. Если работник уверен, что укрепление фирмы приведет к улучшению его благосостояния, он все сделает для укрепления фирмы. Тот руководитель, который усвоил это положение, не будет говорить о патриотизме, а укажет на выгоды, которые получит сотрудник при проведении тех или иных мероприятий. Группа, где не удовлетворяются потребности ее членов, лишена здравого смысла, ведь человек живёт для себя.
Есть только личный интерес и нет интереса дела. Если вы это приняли, остаётся научиться правильно жить для себя. Все от этого только выиграют.
Группа - это люди, объединенные реальными отношениями. Если между людьми нет никаких отношений, назвать их группой нельзя. Так по улице идёт масса народа. На стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не масса, а толпа. Толпа - это такое собрание людей, где можно предположить наличие общей цели. Основное её отличие от группы то, что ее объединяют эмоции, тогда как у группы обычно имеется интеллектуальная цель. О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда есть общая цель, которая объединяет все без исключения ее членов. Формальная группа, неформальная группа. Формальной управляет руководитель, неформальной - лидер.
Сколько групп нужно человеку? Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Референтная группа - это та группа, которая для личности является эталоном. Если человек ту группу, в которой он находится, референтной не считает, он будет стараться уйти из нее.
Поведение человека является результатом взаимодействия его личности и личностей партнёров по общению. Поведение также зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Роль - это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций.
Если я искренни играю свою роль, то по моему исполнению можно судить, что я за человек, каковы мои способности, темперамент, мировоззрение. Но иногда роль настолько автоматизируется, что перестает отражать личность как таковую. Тогда индивид просто меняет одну роль на другую, а личности как таковой нет, или роль отрывается от личности, по тому, как человек играет свою роль, уже нельзя понять, кто он такой как личность. Роль по сути дела становится маской. Пример когда у человека меняется роли и он начинает себя вести как роль. Маска - это поведение, которое использует личность для безопасного общения.
Устройство группы по Бетону. Успешно можно руководить непосредственно не более 9-12 людьми. Группа, как капля ртути, при превышении определенных размеров начинает делиться на более мелкие группы.
Группы бываю открытые и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать.
Неформальные группы. Руководить такой группой надо через лидера.
Группы можно разделить на следующие категории:
· Учебно-карьристическая
· Культурно-развлекательная
· Алкогольно-сексуальная.
Карьерист в хорошем смысле это человек, кто озабочен своим личностным и профессиональным ростом. Если руководитель не озабочен своим ростом и развитием организации, то карьерист перерастает его и либо уйдет из нее, либо заменит его.
Чтобы из руководителя карьериста не превратится в культурника, а тем более алкоголика, надо постоянно работать над собой.
Агитация и пропаганда. Интриги в группе. Агитация - это одна из форм антилидерства, наиболее грубая и разрушающая группу.
Стать руководителем по блату можно, лидером - нет. Абсолютная власть лидера зиждется на том, что он удовлетворяет экспектации группы; как только компетенция его падает, он сразу перестает быть лидером, никакой борьбы здесь нет. Просто группа от него разбегается. Основной признак антилидера - попытка изменить цель группы.
Революция и дворцовый переполох.
Психология толпы. Толпой управляет вождь. Основной чертой толп является слияние индивидов в единый разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности.
Анархия - это состояние общества, в котором отсутствует всякий авторитет.
Чтобы превратить индивидов в толпу необходимо выполнить три условия: представление (место), церемониал (сплочение и растворение) и убеждение (утверждение и повторение). Первая управляет пространством, вторая - временем, третья - словом.
В общественной жизни мы имеем дело с изобретениями и подражаниями. Один изобретает и нарушает порядок вещей. Другой, который подражает, этот порядок восстанавливает. Мы следуем за другими потому, что склонны беречь свою энергию и экономить усилия.
Ассоциация - это такой уровень развития группы, при которой определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится достаточно долго, она начинает структуироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, назначается руководство, и группа становится кооперацией. Коллектив - это такой уровень развития группы, при котором ее член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес. Кооперация, если она не превращается в коллектив, становится корпорацией, существенным признаком которой является групповой эгоизм.
Отбор группы психологической совместимости по Морено - каждого члена группы просят назвать трёх человек из группы, с кем бы он хотел сотрудничать. Тот, кого выбирает половина группы, является лидером.
Чтобы снять начальника его надо не ругать (жаловаться на него), а хвалить. А жаловаться надо на его вышестоящего начальника, который чинит своему начальнику препятствия, не даёт ему, прогрессивному, сделать все, что тот задумал.
Комедия - это то, что происходит с другими, а трагедия - это то, что происходит со мной.
Ницше сравнивал ироничного человека с собакой, которая кусает и при этом улыбается. Это безопасная для ироничного человека форма садизма. Ведь на шутку нельзя обидеться.
Берн выделил семь типов семей.
Семья I. Встречается крайне редко. Это коллектив со всеми его признаками.
Семья А. Семью связывает только одна нить.
Семья Н. Интересы супругов не сближают. Каждый ведёт свою жизнь, но брак выгодно сохранить обоим партнёрам.
Семья О. Супруги ходят по кругу, те играют в одну и ту же игру.
Семья S. Супруги переходят от одного вида психологического вампиризма к другому, но стремятся как-то сохранить брак.
Семья Y. Супруги на первых порах живут дружно. Но затем интересы начинают расходиться.
Семья Х. Начинает как семья А, затем продолжает как семья Y.
Групповая психотерапия. Джекоб Морено.
Карл Роджерс. Он выдвинул понятие конгруэнтности - неконгруэтности. Конгруэнтность - это соответствие мира внутреннего мира внешнему. Неконгруэтности определяется как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт.
Эмоция - это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру. Когда мне что-то нравится, то возникает положительная эмоция, когда не нравится - отрицательная. Если мне все безразлично, то становится скучно, а скука приводит к раздражению, а это уже эмоция. Отсутствие эмоциональности является признаком психического заболевания, как шизофрения. Для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально-нейтральные, или балластные (60%). Оптимальное соотношение положительных и отрицательных эмоций - 7:1.
Положительные эмоции только две: интерес и радость.
Отличительной особенностью положительных эмоций является то, что они держат нас в настоящем, самое лучшее время - это настоящее. Только в настоящем происходит единение души и тела. Отрицательные эмоции уводят душу или в прошлое или в будущее. Тело же всегда в настоящем. Отрицательные эмоции имеют более широкий спектр, чем положительные, и делятся на биологические и социальные. Биологические: тревога, страх.
Тест на тревожность "субъективная минута". Норма 65 секунд.
Страхи, которые вызывают психологическими и социальными причинами.
Людей с такими страхами можно назвать психологическими трусами. Трусость часто рядится в разные маски: принципиальность, щедрость, гостеприимство, галантность, доброта, заботливость, скромность, солидарность, храбрость.
Другие психологические отрицательные эмоции: страдание, гнев, презрение.
Социальные отрицательные эмоции: стыд, вина.
Одна из основных задач современной психологии - это снятие чувства вины. Оно является не врождённым, а воспитанным состоянием души, как и связанная с ним мораль. Чувство вины ребенку навешивается в первые годы жизни, когда мышление его не развито и предлагаемые нормы морали принимаются без критики, когда нормы морали нарушаются, человек начинает испытывать чувство вины. Запрещая, мы создаём образ запрещаемого, и через некоторое время у человека появляется желание сделать то, что запрещено. А желание надо удовлетворять, так он делает то, что запрещено. А если не делает, то его раздирает противоречие между желанием и запретом, между чувством и долгом. Так недалеко и до болезни.
Вы начинаете испытывать чувство вины, когда нарушаете правила привитые родителями и обществом, а не выработанные на основе собственного опыта.
Эмоциональный тон, который отражает состояние наших внутренних органов, называется настроением. Что-то случается, и эмоциональная жизнь становится более выраженной, возникают чувства - положительные или отрицательные. Можно выделить два состояния, которые условно можно назвать безэмоциональный. Это скука и удивление. Скука возникает тогда, когда на мозг не воздействуют эмоционально значимые раздражители и он лишён необходимой стимуляции. Как бороться со скукой? Путь один - самосовершенствование, обогащение своей духовной жизни. Франкл: Поступайте по своей совести, но при этом помните, что ваша совесть может ошибаться. Удивление выполняет функцию вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления ее к внезапным изменениям в нашем окружении.
Целенаправленное моделирование эмоций осуществляется по следующей схеме: удивление - интерес - радость.
Многие в ходе целенаправленного моделирования эмоций делают одну принципиальную ошибку: они стараются сразу же вызвать к себе расположение, а иногда и стать кумиром, понравиться с первого раза. За интересом иногда целесообразно вызвать у партнёра гнев. Самый простой и безопасный прием - не согласиться с какими-то его доводами, высказать прямо противоположное. Снять гнев очень легко - согласитесь с партнёром.