Михаил Литвак

Психологическое айкидо
Современная наука указывает, что корни невроза уходят в ранее детство, когда формируется невротическая система отношений, невротический характер. Это приводит к тому, что личность живёт все время в состоянии выраженного эмоционального напряжения, часто неосознанного, и становится уязвимой в трудных конфликтных ситуациях. Начинается невроз, психосоматические заболевая (бронхиальная астма, гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, колиты, дерматиты и др.). В состоянии стресса, эмоционального напряжения нарушается иммунитет. Невротические субъекты чаще болеют инфекционными заболеваниями, у них чаще возникают злокачественные опухоли, с ними чаще происходит несчастные случаи.

Общие принципы психологической борьбы

Объективность законов психологии.
Тест Дембо, когда каждый человек на шкале «самый глупый - самый умный» всегда ставит себя чуть выше середины.
Общаясь с партнёром, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения. Кроме того, ответ партнёра запрограммирован в самом вопросе. Если ответ партнёра нас не устраивает, мы задали не тот вопрос. Таким образом, для того чтобы управлять партнёром по общению, необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать так, как нам надо.
Возникает вопрос: а как же партнёр? Мы выигрываем, а что будет с ним? В том-то и заключается особенность психологической борьбы, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба выигрывают или оба проигрывают.

Основы амортизации.
В основе принципа амортизации лежат законы инерции. На что рассчитывает партнер, обращаясь к нам с тем или иными предложениями? На наше согласие. А когда получает отказ? Конечно, должно быть по нашему, но первый ход должен быть амортизационным. Тогда остаётся возможность для продуктивных контактов в будущем.
Таким образом, амортизация - это немедленное согласие с доводами партнёра. Амортизация бывает непосредственная, отставленная и профилактическая.

Непосредственная амортизация часто применяется в процессе общения в ситуациях "психологического поглаживания", когда вам делают комплименты или льстят, приглашения к сотрудничеству, нанесения "психологического удара".
А: вы сегодня великолепно выглядите.
Б: благодарю вас за комплимент! Я действительно неплохо выгляжу.
При подозрении в неискренности: мне особенно приятно слышать это от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь.

При приглашении к сотрудничеству
А: мы предлагаем вам должность начальника цеха.
Б: 1) благодарю вас. Я согласен (при согласии)
2) благодарю вас за интересное предложение. Надо подумать и все взвесить (если предполагается отрицательный ответ).

При "психологическом ударе"
А: вы глупец!
Б: вы абсолютно правы (уход от удара)

Для правильно реагирования необходимо подавить наши шаблоны поведения, внимательно следить за действиями партнёра, его словами и соглашаться.

Отставленная амортизация.
Если непосредственный контакт между партнёрами прекратился, можно направить амортизационное письмо.
В письме не должно содержаться упрёков. Должен быть запрет, чтобы партнеру захотелось его нарушить.

Профилактическая амортизация.
Её можно использовать в тех случаях, когда конфликт идёт по одному и тому же стереотипу, когда угрозы и упрёки приобретают одну и ту же форму и поведение партнёра заранее известно.

Прийти к начальнику и сказать: я пришел, чтобы вы меня поругали. Знаете, что я натворил.
Не жди, когда тебя начнут критиковать, критикуя себя сам.


Теория амортизации.
Принцип амортизации был разработан на основе изучения практического применения трансактного анализа - психотерапевтического метода, открытого и разработанного психотерапевтом Э. Берном. Общение является одной из необходимейших потребностей человека. У голода на общение очень много общего с пищевым голодом. Выделяется несколько видов голода на общение.
Голод на стимуляцию развивается при отсутствии раздражителей, необходимых для общения, те в ситуации полного одиночества. Но удовлетворение голода только на стимуляцию не может сделать общение полноценным. Голод на узнавание - вот почему мы на новом месте стараемся обзавестись новыми знакомыми, чтобы потом узнавать их.
Необходимо ликвидировать и голод на удовлетворение потребности в общении. Он развивается тогда, когда человек вынужден общаться с людьми, которые его не интересуют глубоко, а само общение носит формальный характер.
Затем необходимо удовлетворить голод на события. Даже если вокруг глубоко симпатичные тебе люди, но не происходит ничего нового, развивается скука.
Существует ещё голод на достижения.
Необходимо удовлетворить голод на признание.

Изучая общение людей, Э.Берн описал три Я-состояния, которыми располагает каждый человек и которые по очереди, а иногда и вместе, выходят на внешнюю коммуникацию: родитель (Р) - Взрослый (В) - дитя (Д). Все они необходимы для жизни. Дитя - источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но здесь же и страхи, капризы, недовольство. Кроме того, в Дитяти - вся психическая энергия.
Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти.
Если действие выполняется часто и начинает производится автоматически, здесь проявляется Родитель. Родитель - наша совесть. Девизы Дитяти - хочу, нравится; Взрослого - целесообразно, полезно: Родителя - должен, нельзя, и счастлив человек, если у него хочу, целесообразно и должен имеют одно и то же содержание.



Общение с партнёром (трансактный анализ)
Параллельные трансакции
В каждом из нас живут как бы три человека, которые часто не ладят друг с другом. Когда люди находятся вместе они начинают общаться. Если А обращается к Б, то он посылает ему коммуникативный стимул. Б ему отвечает. Это коммуникативный ответ. Стимул и ответ можно назвать трансакциями, которая является единицей общения. Системные отношения - если общение начинает А, а Б ему отвечает, дальнейшие действия А зависят от ответа Б.
Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое Я-состояния А послало коммуникативный стимул и какое Я-состояния Б дало ответ. Чаще всего стимул и ответ исходят от Взрослого. Это честные простые трансакции, которые обычно имеют место при продуктивной работе. Остальные параллельные трансакции: Р-Р и Д-Д. Здесь конфликта нет и никогда не будет. По линии В-В мы работаем, по линии Д-Д мы любим, развлекаемся, по линии Р-Р сплетничает. Это трансакции психологического равноправия - первый тип. Анализ параллельных трансакции позволил Берну сформулировать важнейший закон общения: пока трансакции параллельны, процесс общения будет протекать гладко и долго.
Второй тип параллельных трансакции - Д-Р и Р-Д - возникает в ситуации опеки, подавления, заботы (Р-Д) или беспомощности, каприза, восхищения Д-Р. Это трансакции психологического неравноправия. И до тех пор, пока будут совпадать векторы, конфликта не будет. Отец опекает сына, начальник тиранит подчинённого. Удерживаются эти отношениями существующими связями по линии В-В. И закончатся они тогда, когда отношения В-В себя исчерпают. Если отношения и после этого сохраняются, то непременно развивается конфликт, начинается борьба.

Основа принципа амортизации - необходимо увидеть, на какой позиции находится ваш партнёр, и знать, в какое ваше Я-состояния направлен коммуникативный стимул. Ваш ответ должен стать параллельным.

Некоторые признаки, по которым можно быстро диагностировать состояние, в котором находится ваш партнёр.
Родитель. Указывающий перст. На лице - снисходительность или презрение, нередко - кривая улыбка. Тяжёлый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад. Ему все ясно. Любит прописные истины и выражения: я этого не потерплю, чтобы было сделано немедленно, неужели трудно понять, здесь вы абсолютно не правы, вы меня не поняли, сколько можно вам говорить, вы обязаны, как вам не стыдно, нельзя и т.п.
Взрослый. Взгляд направлен на объект, тело как бы подаётся вперёд. На лице - выражение внимания, через которое можно увидеть любопытствующие Дитя. Употребляет выражения: извините я вас не понял, я наверное непонятно объяснил, давайте подумаем, как вы планируете выполнить эту работу?
Дитя. И поза, и выражения лица соответствует внутреннему состоянию - радость, горе, страх, тревога и т.д. Часто восклицает: замечательно, хочу, не хочу, надоело, осточертело, я вас люблю, ни за что не соглашусь, зачем мне это надо, когда все это кончится.

Перекрещивающиеся трансакции (механизмы конфликта).
При хорошей психологической гибкости взаимоотношения между этими частями легко меняются. Если же отсутствует психологическая гибкость, суставы души срастаются


Первая задача обучающего психологической борьбе - овладеть умением оставаться во взрослой позиции. Что для этого надо сделать? Как оставаться объективным Взрослым? Томас Харис советуют стать чувствительным к сигналам Родителя и Дитяти, которые работают в автоматическом режиме. Подождать при сомнении.
Ещё одна задача - вывести во взрослую позицию своего партнёра по общению. Оно обычно идёт по линии Р-Д. Первый ход - амортизация, а затем задаётся деловой вопрос. При этом стимулируется мышление партнёра по общению и он становится в позицию Взрослого.
Начальник: Сделайте это немедленно! (Р-Д).
Подчинённый: Хорошо. (Д-Р). А как? (В-В).
Начальник: Сами сообразите! Для чего вы здесь? (Р-Д).
Подчинённый: Если я мог сообразить как вы, тогда бы я был начальником, а вы подчинённым. (Д-Р).
Во время беседы всегда следует смотреть в глаза партнеру - это позиция Взрослого, в крайнем случае вверх, как бы отдаваясь на милость, - позиция Дитя. Ни в коем случае нельзя смотреть вниз. Это позиция нападающего Родителя.


Связь конфликта, эмоций с внутренними органами и ее роль в сохранении здоровья.
Конфликтный человек все время находится в состоянии постоянного напряжения, которое обычно сопровождается выбросом в кровь избытка адреналина и других веществ. В норме они необходимы нам, расходуются в процессе деятельности. Иногда они накапливаются в большом количестве, и для их разложения требуется особо интенсивная деятельность. Если такой деятельности нет, то у одних начинает повышаться давление, у других болит желудок и т.п. Во время конфликта, особенно протекающего бурно, происходит энергетическая разрядка, которая приносит временное облегчение.
Когда мои ученики выходили при помощи амортизации из конфликта, то их партнёрам довольно часто становилось хуже.

Командовать или подчиняться.
Техника амортизации лежит и в основе правила, сформулированного Карнеги: идея должна принадлежать партнеру. Многие соблюдают его, когда речь идёт о начальнике или от человека, от которого зависят. Но ещё эффективнее оно действует при общении с подчинёнными. Задачу формируют в общем виде, а партнеру предлагают ее решить. Все предложения мотивированного отвергаются до тех пор, пока он не выскажет ваше мнение. Если бы кто-нибудь предложил лучший способ, до которого я не додумался, я бы его спокойно принял. Но после того, как я уже высказал свое мнение, отказаться от него мне будет трудно
Made on
Tilda