Иван Сеченов – «Если мы хотим познать человека, мы должны узнать психические механизмы, которые определяют наше существование». Таких механизмов, как оказалось три.
Благодаря Ивану Петровичу Павлову выяснилось, что мы - это набор привычек, которые функционируют по принципу доминанты (открытие принадлежит Алексею Алексеевичу Ухтомскому), а располагаются эти привычки в двух пластах психического - там, где правит сознание, и там, где правит бессознательное (рассказал Лев Семенович Выготский).
Привычка (динамический стереотип) появляется не сама собой, не по собственному хотению и велению, а есть результат действия положительных и отрицательных "подкреплений", своего рода кнута и пряника.
Привычки, стереотипы поведения, это способ реакции человека на мир, а восприятие - это ведь тоже способ такой реакции! И вот получается, что со временем, взрослея, и мир свой мы начинаем воспринимать стереотипно.
Привычка это наиглавнейшей форпост инстинкта самосохранения, предохраняющего нас от пугающей неизвестности и потенциальной опасности. Инстинкт самосохранения интересуется не последствиями поведения, а строгим и непременным выполнением всех пунктов, заложенных в программу данного поведенческого стереотипа.
Гусыня Лоренца.
Нарушение привычной формы поведения вызывает в нас негативные эмоции, чтобы мы не отступали с проторенной дороги. Это чувство страха, страха, возникающего при нарушении привычного стереотипа поведения. А при возобновлении стереотипа, напротив испытывает положительные эмоции.
Инстинкт самосохранения вызывает напряжение в случае изменившейся жизненной ситуации отнюдь не из вредности или глупости, он обеспечивает таким образом экстренную мобилизацию сил и средств организма, чтобы освоить новую, изменившую ситуацию, он пытается в ней обжиться.
Центр возбуждения в головном мозгу (доминанта) подавляет все прочие желания и потребности, игнорирует сопротивления, которые его только заводят, но ничуть не препятствуют, перераспределяет силы и гонит нас в одном, заданном ею - доминантой - направлении.
Инстинкт самосохранения для того, чтобы при наличии множества очагов возбуждения в мозгу, вследствие массы провоцирующих нас ситуаций, обеспечить максимальную эффективность деятельности. Передавая свое возбуждение господствующему центру, они, эти прочие центры, ускоряют работу главного очага возбуждения в головном мозгу, поторапливают и усиливают его.
У доминанты есть два конца. Первый (внутренний) является удовлетворением потребности, второй (внешний) - представляет собой вытеснения доминанты другой, более сильной, более важной и актуальной на данный момент.
И если доминанта и является фикцией (деньги, любовь, и т.п.) то такая доминанта пожирает все силы организма.
Ухтомский: «Мир таков, каковы наши доминанты!».
Наконец, даже отношение к себе мы толкуем исходя из собственных доминант. Если мы кажется себе некрасивыми, то будем думать, что это всеобщее мнение. Если мы выработали в себе чувство обиды, то что бы нам ни сказали - нам будет казаться, что они хотели нас обидеть.
Доминанты у человека бывают ужасно непродуктивными. Потребности его часто гипертрофированны, а зачастую просто нереалистичны и потому мир так часто кажется человеку досадным недоразумением, полным обмана и несправедливости. Доминанта депрессивного больного, словно черная дыра, сдирает все и вся и только растет при этом, увеличивается.
Лев Семёнович Выготский вывел формулу: знак (слово) и его значение (т.е. что подразумевается под этим словом) есть весьма сложная конструкция, где первая и "верхняя" его часть принадлежит сознанию, а вторая "нижняя" - подсознанию.
Как оказалось, в психике мы имеем три совершенно разных пласта: во-первых, то, что человек говорит о том, что он думает; во-вторых, то, что он думает; и в-третьих, то, что заставляет его так думать (или, точнее говоря, то, что делает такие его мысли).
Сновидения доктора Фрейда. Спящий мозг, хотя и работает без непосредственного участия сознания, действует отнюдь не бессмысленно, что и попытался доказать Фрейд. Толкование сновидений - конек психоанализа.
Анекдот. Не знаю, это же ваш сон.
До трёх лет ребенок пользуется словом "Я" от случая к случаю и мало что в этом понимает.
Три уровня: во-первых, это само желание, или потребность; во-вторых, привычка, или, иначе выражаясь, личный опыт реализации это желания (потребности); и только в-третьих, слово, которым "это" называется.
Удовлетворение сексуальной потребности - это вопрос прежде всего качества, а не количества. Если у человека есть сексуальные отношения, это не значит, что его сексуальная потребность удовлетворена. Важно то, как она удовлетворена. И это опять-таки не вопрос поз и всякой новизны в сексе, это вопрос качества переживаний, силы эмоционального отклика, подлинности психологического контакта.
Стресс создан природой с умыслом, когда животное оказывается в опасности, его организм мобилизуется для спасения. Реакция стресса часто интерпретируется нами неверно. Откуда вегетососудистая дистония, придуманная болезнь. Не говоря про мысли про рак, СПИД и т.п.
В каждом слове скрыта своего рода инструкция, предписание: как и что можно и нужно делать с тем, что этим словом наречено. Однажды назвав нечто так, как мы это назвали, мы работаем уже, словно заведённые, в этом определенном направлении, нас не остановить, и мы будем отстаивать это название, это направление до потери сознания. Алкоголик, оказывается, не пьет, а выпивает.
Принципы работы с мозгом.
Наше поведение можно разделить на 5 пунктов: телесные реакции, восприятие, образное мышление, словесное мышление и социальные отношения.
То, что мы испытываем тревогу, - вещь, к сожалению, нормальная. Так во время войны количество неврозов минимально. Только после 10-12 лет после окончания войны количество неврозов резко увеличится. Мы начинаем тревожится из-за дутых проблем, которые благодаря тревоге таковыми не кажутся.
От состояния наших телесных функций напрямую зависит и наше эмоциональное состояние, т.е. жизнь нашей подкорки. Речь прежде всего идёт о мышечном напряжении и вегетативной регуляции внутренних органов.
Петр Кузьмич Анохин доказал, что всякая эмоция - это не только психическое переживание, что она - трехчленное образование, состоящее из психического, мышечного и соматического (внутренние органы тела) компонентов. Причем, два последних компонента, как более древние и универсальные, играют ключевую роль.
Вегетативная нервная система состоит из двух отделов - симпатического и парасимпатического. Первый отвечает за работу, второй - за отдых. Т.е. симпатический отдел нервной системы обеспечивает реакции организма на стресс (борьбу или бегство), а парасимпатические - релаксацию, сон и пищеварение. Работа эти две части в противофазе.
Три компонента любой эмоции
Мы подавляет не столько психологическую составляющую эмоции, столько два других ее компонента - мышечный и соматический. Последние оказываются нам совершенно ненужными, однако они наличествуют, а потому их естественное, как кажется, подавление постепенно выливается в весьма серьезные проблемы.
Мы привыкли думать, что наше восприятие - это работа органов чувств, но в данном определение есть подвох. По мере взросления в нашей голове образуется все больше и больше внутренних образов. Наше восприятие перешло из внешнего мира в мир внутренний. Наш внутренний мир - это скопище самых разнообразных опасностей, угроз и несчастий.
Инстинкт самосохранения человека игнорирует информацию, поступающую из внешнего мира, - и скучно, и грустно, нет событий, нет драматизма. Но внутри головы всего этого предостаточно.
Теперь возникает другой вопрос: а что именно мы воспринимаем? Воспринимаем ли вещи такими, какие они есть, или же такими, какими имя их воспринимаем? Ответ на этот вопрос прозвучит парадоксально, но только на первый взгляд: мы воспринимаем даже не вещи, не какие-то определенные события или предметы, мы воспринимаем собственное отношение к ним.
Эпиктет: «Вещи не бываю хорошими или дурными, таковыми их делает наше восприятие их».
Возвращаясь к фразе: если что-то тебя не устраивает, измени к этому свое отношение. Но чтобы изменить свое отношение, надо самому измениться.
До тех пор пока мы не осознаем этого важного правила, пока не поймём, что виной нашего раздражения, страхов и печали является не какая-то внешняя причина, а наши собственные привычки, пока не увидим, насколько мы зависимы от этих привычек, как безжалостно они поработили нас, надеяться на счастливую жизнь, к сожалению, не приходится.
Трехголовый змий сознания.
Мысли о будущем - прогнозы, мысли, формируете наши желания - требования, и мысли, обосновывающие все и вся - объяснения.
Экспериментальные исследование проведенные в 1979 году Канеманом и Тверски показали, что единственный способ, доступный нашей психике, хоть как-то заставить нас сделать что-нибудь важное для самих себя - так это негативные прогнозы, т.е. говоря прямо, страх.
Мы обычно страдаем от собственных желаний, которые, будучи осознанными (т.е. попавшими в сознание), настаивают на своем, не пытаясь даже предположить, что не все то, что хочется, возможно, по крайней мере в данной точке времени и пространства. Благодаря сознанию все это задерживается в голове, усиливается, перерастает мысленные и немыслимые пределы, доводя нас до депрессии. Причины. Мы оправдываем свои страхи и свое раздражение, мы всегда находим "убедительные" объяснения тому, почему мы боимся, будучи в безопасности, с какой стати затаили обиду на близких или испытываем чувство вины.
Поведение человека определяется не тем, что составляет его "личность", а ситуацией - таков вердикт социальных психологов.
Эксперимент с семинаристом, спешащим на проповедь, и не оказавший помощь по дороге.
Множественная личность. Фикция моего "Я". Наши социальные роли. Современный человек расколот, он рассыпался сотнями ролей по собственной жизни, он перестал быть цельным, а потому и сильным.
Как управлять своей психикой.
Сначала определимся с точкой приложения наших усилий и тем, что мы хотим исправить. У каждого из нас три беды: во-первых, страхи, тревоги, опасения; во-вторых, раздражение, гнев, чувство обиды; в-третьих, печаль, горе, чувство вины.
Всякие отрицательные эмоции являются, с одной стороны, неизбежным следствием нарушением устоявшихся стереотипов поведения (привычек), с другой стороны, результатом невозможности достижения желаемого результата, т.е. это следствие нереализованных наших доминантных потребностей (желаний). Наконец, существенной причиной наших эмоциональных страданий может быть ситуация неизвестности и неопределенности, связанная с нарушением динамических стереотипов, и с болезненным усилением доминант, однако главное - это конфликт непонимания между нашим сознанием и подсознанием.
К этому стоит ещё добавить, что неоднократно возникающие отрицательные эмоциональные состояния и сами по себе становятся привычками. Мы привыкаем реагировать на какие-то события (факты или явления) определенным, весьма неприятным образом: побаивается, тревожится, сердимся, раздражается, печалимся и впадаем в меланхолию. Иными словами, наш мир полон стимулов, в ответ на которые мы автоматически испытываем целый комплекс отрицательных эмоций.
Смысла в таком реагировании нет никакого, что подобные негативные эмоциональные состояния - просто привычка. Но что меняет? Если есть такая привычка, жизнь будет в тягость.
Если же мы проявим стойкость и будем придерживаться новых способов реагирования в прежних, изменившихся теперь условиях, то это войдёт в привычку и нам более не придется испытывать этих неприятных эмоций, а поэтому качество нашей жизни будет более высоким. Это провокация!
Теперь самое главное. Есть три правила для борьбы с привычками.
Ни в коем случае не позволяйте себе реагировать на провокацию так же, как вы реагировали прежде. Помните, что если вы повторите прежний стереотип поведения, то он лишь закрепиться, усилится. Нельзя отменить одну реакцию, не заменив ее на иной, новый способ реагирования. Этот новый способ вам необходимо продумать предварительно.
Правило второе. Помните, что всякая ваша эмоциональная реакция комплексна, в ней есть и мышечный компонент, и телесный. Если вы позволите вашему мышечному напряжению усиливаться, то это будет автоматически усиливать и интенсивность данной - негативной - эмоциональной реакции. Главная задача состоит в следующем: необходимо заметить эти физиологические реакции вашего тела, а потом осознать, что все это не более чем следствие вашей же избыточной эмоциональной реакции.
Правило третье. Никогда не ищите оправданий своим негативным эмоциональным реакциям! Помните о почти безграничных возможностях нашего подобострастно в отношении подкорки сознания. Оно всегда сможет найти достаточное количество каких-нибудь вполне "логичных" доводов, говорящих вам о том, что, мол, и страх здесь уместен, и раздражение вполне обосновано. Верить своему сознанию в моменты страха, раздражения и печали - смерти подобно! Конечно у ваших страхов, вашего раздражения или печали есть причины, но отнюдь не те, в важности которых вас будет уверять ваше сознание.
Теперь о технологии. Мы вполне можем научиться затормаживать свои нежелательные эмоциональные реакции и формировать новые стереотипы поведения в прежних, провоцирующих нас обстоятельствах.
Характер. От рождения мы получаем только то, что называется темпераментом, т.е. такие черты нашей психики, которые определяют скорость и силу характера. В исследованиях показано, что базовые темпераменты (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) у человека могут существенно меняться. По сути дела, наш с вами характер - это огромная совокупность привычек, способов реагировать в тех или иных ситуациях.
Если вы посчитали нужным изменить свой характер, то помните, что вы это делаете не для других, а для самих себя, тогда это задача будет проще решаться.
Как же изменить свой характер? Сначала нужно уяснить, в каких ситуациях вы привыкли реагировать не самым подходящим образом. После этого необходимо отследить, как именно вы реагируете в этих ситуациях, а потом продумать, какой вариант поведения здесь был более удачен и выгоден.
Самое сложное состоит в том, что нужно успеть затормозить свою привычную неблагоприятную реакцию в подобных случаях, прежде чем она полностью реализуется и накроет вас с головой. Когда вы это поймёте, то вспоминайте тот вариант поведения который вы продумали в качестве запасного, и реализуете его.
С доминантами посложнее. Чтобы бороться с доминантными желаниями, необходимо конкурирующее, т.е. иное, противоположное ему желание.
Отказаться от желаний - вот рецепт, который Будда прописал бестолковому человечеству.
Будьте умеренным в доставлении удовольствий, рекомендовал Эпикур, и эта рекомендация, достойна внимания, но умеренность не всем по зубам.
У доминанты, согласно Ухтомскому, может быть два конца. Когда доминанта удовлетворяется. Оскар Уальд: «Единственный способ справится с искушением - это поддаться ему». Второй это вытеснение одной доминанты другой, более сильной на данный момент. Но как быть с доминантами, которые не имеют логического конца (иллюзорны)?
Необходимо помнить, что всякая доминанта, пока она действует, представляет своего рода незавершенную ситуацию. В первую очередь надо ответить на вопрос, какую цель вы перед собой поставили, реализуемые ли они? Многие вещи, которые мы делаем, мы делаем автоматически, словно заведённые. В какой-то момент нас включили, словно роботов, а теперь мы и сами включились в это дело.
Итак мы можем волевым решением завершить незавершенную ситуацию, что, конечно, потребует серьезных психологических вложений. Но следует помнить, что хотя в нас всегда господствует какая-то одна доминанта, в ее тени скрываются многие десятки других, не менее важных доминант. Их реабилитация вполне возможна при правильной расстановке мотивирующих сил.
Ещё один вариант, это распыления внимания на многие желания. А т.к. сил в полном объеме на всех не хватит, то патологическая доминанта ослабеет.
Печальная роль сознания.
Теперь на очереди отношения наших слов с нашими ощущениями, т.е. между знаками и их значениями (по Выготскому).
Большинство наших психологических проблем связаны именно с тем, что сознание и подсознание друг с другом не дружат категорически, друг друга не понимают и находятся друг с другом в состоянии постоянной противофазы, перетягивают канат и одновременно же друг другу подыгрывают.
Три способа сойти с ума, но не насовсем. Какие же имеют место коллизии в отношениях сознания и подсознания? Прежде всего, конфликт возникает в оценке ситуации - подсознание оценивает ситуацию с позиций своих желаний (грубо говоря, смотрит, что приносит удовольствие, а что нет), а сознание с позиций своих установок, или, иначе, своих мировоззренческих позиций (что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо). Разумеется, как правило, побеждает первое, а сознанию приходится все это дело оправдывать.
Вторая большая проблема заключается в том, что сознание не всегда замечает то, что значимо для подсознания.
Наконец, третья патологическая конструкция - это когда сознание верховодит, а подсознание, движимая своими интересами, его не слушается.
Итак, что необходимо сделать, чтобы хоть как-то предостеречь себя от неминуемого невротизма, продиктованного конфликта сознания с подсознанием?
Во-первых, есть эмоциональные состояния, которые вы переживаете, а есть ваши мысли по этому поводу (т.е. то, то вы думаете) - и это разные вещи. Например если вы испытываете тревогу или раздражение, это отнюдь не значит, что виной тому какая-то фактическая угроза или чье-то недостойное поведение. Вполне возможно, что в вашей жизни просто произошли какие-то изменения, поставившие в тяжёлое положение ваши динамические стереотипы, что собственно, и является истинной причиной ваших негативных эмоциональных состояний. У вас заболели зубы, и вы ополчились на ваших близких.
Во-вторых, есть ваши фантазии, а есть фактическая реальность - это, отнюдь не одно и то же. Если я полагаю, что некие события будут происходить так-то и так-то, здесь следует сделать сноску: я думая так согласно моему прошлому опыту, и именно опыт, а не объективная закономерность; следовательно я могу ошибаться.
В-третьих, нет правильных или неправильных мыслей, есть привычка думать так или иначе; оценивать можно только действия и то лишь по результату. В конечном итоге то, что мы думаем, не так важно, как то, что мы делаем.
Доказанный факт о способности к самооправданию. Мы готовы отвечать за себя только в том случае, когда мы уверены, что нас не будут осуждать, а вот если нас постигла неудача, то мы не склоны видеть в этом результат собственных ошибок.
Проповедь здравого смысла.
Что делать с нашей не разумностью? Это вообще излечимо?
Философское бесстыдство.
Киники, производное от слова собака.
Диоген, который как гласит предание, поселился в бочке и смущал публику, занимаясь онанизмом на базарной площади, решил жить как собака. Его отец, рассказывают, был фальшивомонетчиков, а сын стал обличать фальшь любого штампа, любой условности, любого авторитета: нет подлинной чести, нет подлинной мудрости, нет счастья и нет богатства - все это низменные металлы с фальшивой надписью. Таков базовый посыл философии кинизма. «Хорошо быть кошкой, хорошо собакою: где хочу - пописаю, где хочу – покакаю».
Мы настолько боимся своих желаний, своего истинного лица, что готовы их скрывать и сами скрываться.
Диоген без конца повторял: «Богами людям дана лёгкая жизнь, а они забыли о ней, гонялись за лакомствами, благовониями и другими благами. Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно пребывать в радостном состоянии духа и никогда не горевать, где бы и в какое время мы ни оказались».
Скептики создали свою философию - философию об условности условности, ради избавления от условности.
И киники и скептики учили свободе - свободе, которая возможна лишь при условии освобождения от страхов и предрасудков.
Философская строгость.
Стоицизм и эпикурейство.
Откажитесь, и да будет вам!
Стоицизм пережил сильнейшие трансформации в своем развитии, начался с одного, кончился другим. Его отцами и душой стали Зенон и Эпектет, а могильщиками - Сенека и Марк Аврелий. Они относились к страданию с бесчувственной ненавистью сильных людей. Страдание некрасиво, оно портит жизнь, оно - признак гниения. Но что есть страдание, если не желание, разбившееся о рифы реальности? Не было бы желаний, не было бы и страданий - такова, вкратце, философия столиков. Таков и рецепт: откажитесь от желаний, будьте свободным. Так или иначе, рано или поздно, но нам придется расстаться со всем, что мы весьма ошибочно считаем своей собственностью. Единственное, что всегда останется с нами, - это мы сами. Но именно эту часть своего богатства, это свое истинное достояние мы и не замечаем, полагая, что все наше добро - это деньги и другие материальные ценности, недвижимость, слава, здоровье. Ошибка! Все это может быть отнято, а потому дорого не стоит, и лучше уж отказаться от всего этого заблаговременно, нежели впадать по поводу подобных утрат в печаль или отчаяния.
История Стильпона весьма в этом смысле иллюстративна. Ему удалось спастись от пожара, но в огне, опустошившего его родной город. Но в огне погибли его жена, дети и все его имущество. Встретив Стильпона и не прочитав на его лице ни испуга, ни потрясения, македонский царь Деметрий задал ему вопрос: «Неужели же ты и впрямь не потерпел никакого убытка?» «Благодарения богам, ничего своего я не потерял», - ответил ему Стильпон. Он называл в этом случае своим то, что безраздельно принадлежит только ему, т.е. свою собственную жизнь. Все остальное, кроме нашей собственной жизни, отнюдь не является и не может быть нашим.
Отказ, о котором говорят стоики, есть отказ психологический, это не отстранение от предмета, но устранение притязаний, именно в этом ракурсе и следует понимать их основной принцип.
Жизнь всегда предлагает нам новые и новые варианты, только мы их не замечаем, поскольку продолжаем настаивать там, где это уже бессмысленно, и накладно.
Брикмен сделал замечательное научное наблюдение. Он проследил, как будут чувствовать себя люди, которые пережили состояние неожиданного и крупного везения, а также те, кто стал жертвой трагических происшествий. После нескольких месяцев, одного-двух лет. Оказалось все они переходили в состояния, настолько счастливым, как любой средний человек. Это говорит, что человек ко всему привыкает, а потому "плохие" и "хорошие" события лишь мгновения, которые быстро проходят.
Качество нашей жизни не зависит от внешних обстоятельств, и если вы желаете быть счастливым, то сможете добиться этого, только если начнёте прямо сейчас испытывать радость.
Вот собственно, все правила, которые необходимо помнить и реализовывать, когда мы сталкиваемся с жизненными трудностями. Во-первых, не делать из нейтральных по своей сути событий "проблемы". Во-вторых, воспринимать событие, которое обычно воспринимается нами в негативном ключе, как руководство к действию: стряслось что-то - значит, надо мобилизоваться и работать. В третьих, необходимо помнить о собственной ответственности за собственную жизнь.