+7 903 359 23 52

Юуль Еспер

Дети странны Хюгге. Уроки счастья и любви от лучших родителей в мире
Примерно в два года дети постепенно перестают полностью зависеть от родителей. Они вдруг проявляют самостоятельность и начинают говорить твердое нет. Они хотят думать, чувствовать и действовать сами. Как реагируют большинство родителей? Родители бунтуют против независимости детей! Ребенок отвечает бунтом на бунт - или утрачивает инициативу и становится ещё более несамостоятельным.
Переходный возраст. Пубертат - это интропсихический (т.е. происходящий внутри личности) психосексуальный период развития, который заставляет многих подростков 12-15 лет испытывать неуверенность в себе и внутренние метания. Неизбежность конфликтов со взрослыми - чушь. Частота и накал конфликтов зависят, прежде всего, от нашего умения принять новый этап своей родительской роли и от отношения к развитию личности ребенка с двух до четырех лет его жизни. Если родители воевали с маленьким упрямцем, велика вероятность, что он придет к переходному возрасту во всеоружии. Уже в начале своей жизни он понял: чтобы развивать свою индивидуальность, надо уметь сражаться!
Вопрос о границах неизбежен в воспитании. Важно, чтобы и дети, и взрослые определяли свои границы. Установление границ для других - это проявление власти.
Главная экзистенциальная дилемма состоит в конфликте между личностью и коллективом, индивидуальностью и конформизмом, самоидентификацией и приспособлением.
Когда ребенок выбирает между тем, чтобы настоять на своем или действовать заодно с родителями - а это случается несколько раз в день, - то в 9 случаях из 10 он выбирает взаимодействие. Детям скорее нужно, чтобы взрослые научили их больше заботится о себе при общении с другими детьми. Взрослые не видят этой проблемы по двум причинам. Прежде всего они мало обращают внимания на детей, если те выполняют их условия; только когда дети отказываются делать то, чего мы от них хотим, мы замечаем их.
Половина детей, которые сталкиваются с деструктивным поведением взрослых, взаимодействуют с ними обратным способом.
Схематическое описание прямого и обратного взаимодействия:
o  Дети, которых критикуют, начинают критически относится либо к другим, либо к себе.
o  Дети, выросшие в жестокой среде, вырастают склонными либо к насилию, либо к саморазрушению.
o  Дети из семей, где не принято выражать свои эмоции вслух, становятся либо тихонями, либо болтунами.
o  Дети, пострадавшие от насилия или сексуального домогательства, будут агрессивно разрушать себя или так же агрессивно унижать других.
Сейчас мы знаем что дети:
o  Рождаются социальными существами;
o  Могут устанавливать свои личные границы;
o  Сознательно взаимодействуют с любым типом поведения взрослых, независимо от вреда или пользы, которое им несёт;
o  Сознательно отражают, вербально или невербально, эмоциональное переживание своих родителей.
Иными словами, дети особенно ценны для родителей именно в те моменты, когда кажутся источником проблем. А источником проблем является родитель.
Хотя дети не могут сформулировать свои потребности, они прекрасно их осознают. Не получая удовлетворения, они становятся неуправляемыми или равнодушными и пассивными.
К сожалению в последние годы мы видим все больше родителей, которых терроризируют эгоистические маленькие тираны. Такое случается, когда взрослые бояться быть авторитарными и не могут договориться о разумных границах своей власти. В итоге они обслуживают детей, а те получают слишком много того, чего они хотят, и слишком мало того, что им нужно.
Взрослые и дети каждый день сталкиваются с ситуацией, когда им приходится делать выбор "или - или". Должны ли мы быть верными себе (т.е. своим личным границам и потребностям) или надо идти на компромисс ради сохранения отношений (следовать внешним требованиям из страха быть отвергнутым и наказанным или из желания придерживаться общественных норм)?
Мы родители, должны отслеживать свои намеренные или случайные просчеты в воспитании. Для этого надо понимать, что хотят нам сказать наши дети. Важно чтобы люди брали на себя ответственность за свои ошибки, вместо того чтобы обвинять детей, как это происходит сплошь и рядом. Взрослые и так постоянно используют двойные стандарты: если отношения с детьми складываются хорошо, то это заслуга родителей, если нет - вина детей.
Когда ребенок ведёт себя деструктивно и/или асоциально, это всегда означает, что он подражает взрослым или взаимодействует с ними. Часто подобное поведение взрослого считается в обществе "приемлемым". Но взрослые нарушения всегда становятся примером для детей.
Когда ребенок сопротивляется или отказывается взаимодействовать, это происходит потому, что он либо слишком много и долго подстраивался под деструктивные проявления своей семьи, либо его личные границы грубо нарушены.
Самоуважение, самооценка и уверенность в себе часто употребляются как синонимы. Но они означают разные вещи, хоть и связанные между собой. Очень важно понять эту разницу.
Самооценка - это наше понимание того, кто мы есть, основанное на нашем опыте. Она зависит от того, насколько хорошо мы себя знаем и как относимся к этому знанию. Самооценку можно представить в виде внутреннего стержня, центра или ядра личности.
Уверенность в себе означает оценку собственных возможностей: в чем мы умны и талантливы, а в чем слабы и неэффективны, чего мы можем достичь.
Эти понятия нельзя сравнивать или заменять одно другим. Но между ними есть несомненная связь: если у человека здоровая самооценка, проблем с уверенностью обычно не бывает.
Уверенность в себе растет вместе с успехами.
Нашу самооценку поднимают два фактора: когда кто-то из важных для нас людей видит и принимает нас такими, как есть, и когда мы чувствуем, что нас ценят за то, какие мы есть.
Выражение любви играет решающую роль в развитии самооценки. Родительские намерения здесь не важны если он не может выразить свою любовь - имеет значение только ощущения ребенка.
Критика разрушает и уверенность в себе, и самооценку. Похвала и критика одинаковы важны для развития самооценки, но идея о том, что похвала ее поднимает, глубоко ошибочна. Неправильно проявлять любовь к ребенку с помощью похвалы и критики. Иногда достаточно просто внимания, быть «увиденным».
Иногда дети оказываются невидимками в семье - их не видят такими, как есть.
Брать на себя ответственность и обозначать границы ответственного поведения - главная задача родителей и всех, кто учит и воспитывает детей.
Существует социальная ответственность и личная (экзистенциальная) ответственность. Социальная ответственность - это ответственность людей друг за друга в семье, в общине, в обществе и в мире. Обычно нас учат социальной ответственности в семье и в школе. Личную ответственность человек несёт за свою собственную жизнь, свое физическое, психологическое, ментальное и духовное развитие и здоровье. Именно она помогает вносить свой вклад в благосостояние и счастье окружающих. Социальная ответственность - это основа общества, а личная ответственность - основа жизни человека.
Дети, выросшие с осознанием социальной ответственности, часто не умеют нести ответственность за себя и свою жизнь. Но если ребенок с ранних лет развивает свою личную ответственность, он одновременно и органично становится социально ответственным.
Этот факт опровергает старые представления о воспитании: мол, дети так эгоцентричны, что надо постоянно заставлять их считаться с окружающими и поступаться своими потребностями и границами. Наоборот - чтобы дети выросли отзывчивыми и внимательными, взрослые рядом с ними обязаны:
o  Защищать целостность и неприкосновенность их личности.
o  Вмешиваться, когда они видят, что дети подстраиваются под окружающих в ущерб себе.
Так мы помогает детям обрести здоровую самооценку и высокий уровень личной ответственности.
Воспитательная стратегия прошлых поколений ориентировалась на внешний идеал: веди себя так, чтобы люди видели, как ты хорошо воспитан. Пусть родители тобой гордиться.
И дети играли свои роли, надевая маски.
Если вы хотите вырастить детей, приносящих пользу, надо помнить, что стремление помогать из большинства из них не формируется раньше 10-11 лет. Поэтому не стоит давать им регулярные задания, а лучше просить помощь по мере необходимости.
В отношениях между взрослыми оба несут одинаковую ответственность за качество общения. В общении с детьми полная ответственность лежит на взрослых - и в семье, и в детских садах, школах, и в обществе в целом. Да, дети и молодежь могут определять характер своего общения с окружающими, но не способны нести за него ответственность.

Made on
Tilda