Правота ничего не значит. Если мы написали правильно, но нас не поняли - мы написали зря. Чтобы люди нас понимали, мы должны прикладывать дополнительные усилия. Когда люди нас не понимают, это не наша вина, но наша проблема.
История даёт большую ясность, чем просто подача готовых выводов. К примеру можно сделать так:
o Надо создать благодатный контекст.
o Использовать примеры.
o Не навязывать выводы.
o Избежать назидательности.
o Использовать уместную метафору.
К сожалению ясность - это не следствие того, что мы говорим что-то правильное или полезное. Ясность и очевидность - это не признак правды. Это результат того, что поработали профессионалы. Инструменты ясности можно использовать как во благо, так и во вред, это остаётся на совести автора. Бывает что мнимая ясность - пример манипуляции.
Коротко - не значит ясно.
Когда люди не читают текст:
o Не учли или не исправили контекст.
o Не подумали о полезном действии.
o Текст водянистый, абстрактный.
o Текст невозможно просмотреть по диагонали.
Во все времена люди читают то, что полезно, уместно и хорошо подано. И ещё есть аспект продвижения.
Контекст - это все, что происходит помимо того, что сказано в тексте. Важный момент: контекст в огромной степени штука нерациональная. Огромную роль в контексте играет внешний вид: текста, сайта, человека. На визуальный контекст влияют даже базовые элементы подачи текста: заголовки, подзаголовки, выноски и иллюстрации. Даже не то, какие они, а сам факт их наличия.
Обязательно задавайте себе вопрос: Почему и зачем читатель пришел? Если мы знаем, зачем читатель пришел в наш текст, мы должны вначале помочь ему сделать как можно проще и быстрее. Возможно уже в первом абзаце стоит сказать основную мысль, чтобы разжечь в читателе достаточный интерес, чтобы он сам захотел прочитать статью до конца.
Умение доносить мысли начинается с того, что мы обратили внимание на контекст. И если он неблагоприятный - исправили. Или хотя бы учли это. Но точно - не проигнорировали.
Статья для новичков или бывалых. В начале статьи можно сразу указать для какой категории читателей она предназначена, чтобы избежать негативных комментарий более опытных читателей.
Интерес.
Люди прочитают тот текст, который пообещает им какую-то пользу. Хороший текст - тот, который выполняет это обещание. Если текст не обещает пользы, то неважно насколько он грамотный. Сформулируйте, зачем читатель к вам пришел. Дайте это в самом простом и прямолинейном виде, без красот и кренделей.
Главный секрет человеческого внимания:
o Человеку интересен он сам
o Человек хочет читать про себя
o Человек хочет рассказать про себя (в том числе и писать)
Чтобы заполучить внимание человека, нужно рассказать ему о нем самом или дать ему высказаться о себе.
Что именно вы говорите - хорошее или плохое - не так важно. Внимание будет вашим в любом случае.
Нет ничего удивительного в том, что читатель максимально вовлекается в то, что касается непосредственно его:
o Что-то, что конкретно ему полезно, соответствует его жизненной ситуации, решает его задачи
o Что-то, что характеризует этого человека, говорит о нем, отражает его и подкрепляет его существующую картину мира.
Если новость касается моей страны, региона или города, это по определению важнее, чем новость с другого конца планеты. Если событие связано с моей отраслью или коллегами, я среагирую на него острее, чем на такое же событие из другой отрасли.
Пишите заголовок статьи с акцентом на вашего потенциального читателя, чтобы он узнал себя в нем.
Вирус правоты - это когда тебе важнее быть правым, чем успешным. Похоже, в психике человека есть сбой. Он заставляет нас доказывать другим, что мы правы. При этом убедить другого в его неправоте почти невозможно. Споры о правоте - одновременно страшно эффективный магнит внимания и худшее место, чтобы изменить мнение другого.
Читатель сам обратит внимание на текст, если этот текст обещает ему пользу в одном или нескольких направлениях:
1. Решить проблему.
2. Помочь стать более значимым или любимым.
3. Испытать эмоции.
Важно, чтобы читатель узнавал себя в формулировке темы: чтобы там были знакомые слова, понятные человеку обстоятельства, знакомые места и наименования.
Хорошая идея - добавить в заголовки подробности о решении проблемы читателя.
Чтобы читатель сам захотел прочитать эту статью, она должна отражать то, во что он уже сейчас верит и чего хочет. Тема статьи - не место, чтобы учить читателя жизни.
Текст.
К тому моменту, как мы начнем формулировать текст, у нас уже должен быть создан правильный контекст, а тема должна привлечь внимание.
Пора переходить какими средствами мы должны донести сложные вещи, чтобы другие люди их понимали. Главный принцип здесь - рисовать картинку. Наша задача в том, чтобы читатель нарисовал в голове образ того, о чем мы говорим. Мы не информируем читателя. Мы помогаем ему разобраться. Разбираться - это не владеть информацией. Это сформировать целостный образ предмета, его взаимосвязей, причин и логики.
Иллюзия понимания и шаблонное мышление. У человека есть склонность цепляться за те образы, которые он себе нарисовал. Вцепившись в понятное ему видение мира, он будет трактовать все остальное, исходя из этого видения.
Не пытайтесь сломать чужую картину мира. Лучший способ переубедить человека - сначала сказать ему, что он прав. И уже потом продолжить рисовать ему нужные образы и создавать логические связи, которые помогут ему по-новому посмотреть на предмет обсуждения.
Если мы хотим, чтобы читатель запомнил факт, нам нужно будет превратить этот факт в образ.
Любую мысль, которую мы хотим донести до читателя, необходимо подкрепить примером. Т.е. будет работать конструкция: абстракция + пример. В этой конструкции важны обе части. Пример необходим, чтобы мы что-то поняли. А абстракция - чтобы мы поняли то, что надо. Примеры бывает сложно придумать, но без них текст не будет понятен обычному (незамотивированному) читателю. Если есть возможность соблюдайте принцип единство примеров (один персонаж, одна реальность). Пример не должен быть внезапным, читателя нужно подвести к нему фразой. Или если сразу же приводите другой пример, тоже обратите внимание на это (Рассмотрим пример из другой области).
Примеры делают текст более ясным. Но часто их недостаточно: в некоторых темах одних примеров мало. Нужно объяснить с обратной стороны: приводить антипримеры. Особенно это полезно в инструкциях и учебных материалах.
Антипример - это рассказ о том, как делать не стоит; примеры ошибок и заблуждений, соблазнов и трудностей.
Пусть эта троица сопровождает вас во всех текстах: надо так + например вот + а вот так не надо.
Часто статьи пишут так: берут идею, начинают ее излагать и в конце работы, если повезёт, добавляют примеров. Совет - не начинайте писать статью с темы. Начните с примера. Жизнь наполнена примерами. Нужно лишь приучить себя обращать на них внимание и использовать в работе.
Вставая на сторону читателя, мы помогаем ему нас услышать. Вставая против читателя, мы даём ему повод отвернуться от нас.
Небанальные советы.
Подлежащие и сказуемые.
Особенность человеческого восприятия: нам проще вообразить ту картинку, где люди совершают действия, чем ту, где абстрактные понятия взаимодействуют с другими абстрактными понятиями.
Хорошее подлежащее - это субъект, источник действий: человек, животное, группа людей, очеловеченные предметы. В роли сказуемого естественным образом встанет глагол действия. Будьте осторожны, когда вместо глагола действия в тексте просится глагол состояния: быть, являться, находится, существовать, присутствовать, располагаться, иметься и подобные. Если они естественно встают в предложение, скорее всего, у вас в подлежащем не действующее лица, а предмет, над которым совершается действие. В этом случае текст будет абстрактным.
Самый простой способ строить понятные предложения - следовать формуле "человек + делает + так".
Чтобы проиллюстрировать абстракцию, нужен пример, в котором будут герои, действия и обстоятельства. Чтобы обстоятельства помогали достичь цели, придется соблюдать 4 условия:
o Обстоятельства достаточно конкретны, чтобы их можно было вообразить. Если мы рисуем картинку, в ней не должно быть абстрактных и обращённых понятий.
o Обстоятельства понятны читателю: он знает эти слова, он может представить себя в данной ситуации, у него есть сопоставимый жизненный опыт.
o Читатель готов к этим обстоятельствам: они не появляются внезапно, из ниоткуда.
o Обстоятельства не перетягивают на себя внимание. Текст не должен тонуть в побочных, малозначительных деталях.
В тех частях, где мы обращаем или делаем выводы, обстоятельства не так важны - вероятно, там нам понадобятся только абстракции.
Готовность к новым обстоятельствам - когда собираетесь привести пример, подготовьте читателя к нему: разберём пример из статьи из бизнеса, а теперь пример из области психологии. Появление нового примера не должно быть внезапным.
Также следует поступать когда в статье появляются принципиально новые ситуации или обстоятельства: теперь (мысленно) перенесемся, выше мы рассматривали примеры о..., а теперь попробуем, вы уже знаете, что ... теперь посмотрим на ... с другой стороны.
Числа и факты.
Постарайтесь вместо оценок поставить факты. Чтобы текст с фактами был ясным, читатель должен понимать, как факт интерпретировать или с чем сравнивать. Здесь будут полезны два приема: сравнение и сценарии.
Эмоции сильнее фактов. Сначала уберите предвзятость и восстановите контекст. Покажите человеку, что вы пришли к нему с добром. Сделайте так, чтобы вас захотелось слушать. Только потом - факты.
Аналогии, метафоры и другие литературные приемы делают текст намного более ясным и образным. Иногда это насколько сильный прием, что он отвлекает читателя от сути.
Сюжет - это всегда упрощение, вымысел, а то и враньё. Но сюжеты понятны, а факты - не всегда.
Сюжет в рекламе - незаменимая вещь.
Слоган - это изречение в необычной, запоминающейся языковой форме.
И слоганы и собственные термины эксплуатируют нашу страсть к обобщению и поиску закономерностей даже там, где их нет. Как только вы назвали что-то, оно сразу приобретает большую ценность.
Чтобы вас поняли надо неоднократно повторять свою мысль. Не один раз, а несколько, но с разных точек зрения, с разными примерами.
Порядок объяснения.
Примерный порядок объяснения.
1. Контекст и интерес. Прежде чем что-то объяснять, проверяем, хотел ли читатель нас слушать. Ему должна быть интересна тема, и он готов услышать объяснение именно от нас.
2. Введение в ситуацию. В начале объяснения полезно загрузить в голову читателя все обстоятельства, с которыми мы будем работать.
3. Тезис, основная мысль или подведение к ним. Если тема сложная и требует постепенного погружения, можно начать издалека и постепенно подвести к ключевой мысли.
4. Примеры, антипримеры. Мы приводим примеры и антипримеры, чтобы нарисовать в голове читателя картинку.
5. Доказательства. Возможно, в статье потребуется объяснить, почему наш тезис верный.
Подача.
Инструменты визуального повествования:
o Заголовки и подзаголовки
o Перечни
o Анкеты, микроформаты, рейтинги.
o Текстовые иллюстрации (примеры и диалоги)
o Иллюстрации фотографиями и видеороликами
o Иллюстрации скриншотами и документами
o Иллюстрации схемами и схематичными рисунками
У любого текста должен быть заголовок. А если текст длиннее двух третей экрана, у него должен быть хотя бы один подзаголовок.
Модульная структура означает, что статья разделена на равнозначные части, каждую из которых можно прочитать отдельно. Иллюстрации лучше ставить в начале или конце модуля, а не в середине.
Плашка - это прямоугольник или рамка определенного цвета. Внутри пишется текст. На плашке можно продублировать основные тезисы статьи, можно написать выводы, кратко изложить материал и привести пример.
Картинка или иллюстрация.
Все, о чем читатель должен подумать, выражаем текстом, числами, таблицами и перечнями. Все, что читатель должен ощутить, выражаем изображениями: рисунками, схемами, скриншотами, графиками, фото и видео.
Тестовые примеры желательно отделять от основного текста абзацным отступом. Также примеры должны быть меньше по объему чем основной текст.
Схемы. Можно выбирать из набора схем. Для наглядности можно показать два варианта схемы: до и после (было - стало).
Используйте цвет как информационный слой. Стандартный цвет - черный. Все, что отключено - серое. Красным - опасное, хорошее - зелёным, синий, цвет логотипа.
Фотографии.
Видеоролик как иллюстрация.
Совет: простой способ сверстать любой рассказ с иллюстрациями.
o Иллюстрация, заголовок, текст.
o Иллюстрация, заголовок, текст.