+7 903 359 23 52

Брюс Худ

Иллюзия Я, или игры, которые играет с нами мозг
Ощущение того, что мы являемся индивидуами внутри тел, называют "теорией эго". Существует альтернативная версия Я, опирающая на теорию пучка восприятия философа Дэвида Юма - что не существует единая сущность, а скорее, пучок ассоциаций, ощущений, чувств и мыслей, наложившихся друг на друга. Нейробиология даёт множество фактов в поддержку теории пучка.
Если Я представляет собой лишь сумму наших мыслей и действий, значит, оно зависит от мозга. Наш мозг конструирует модели внешнего мира. Наш мозг имитирует мир, чтобы выжить в нем. У мозга недостаточно информации, времени и ресурсов, чтобы тщательно проработать все это, поэтому он, стремясь создать модель реальности, строит догадки на основе имеющиеся информации. И эти построения относятся не только к сигналам внешнего мира, но и к внутренним психическим процессам, преимущественно бессознательным. Некоторые из симуляций мозга мы воспринимаем как свою осознанную осведомленность. «Я» представляет собой иллюзию, созданную нашим мозгом.
Природа или воспитание?
Вес мозга новорождённого человека составляет четверть от веса взрослого и в течении года практически половина разницы исчезает. Большая часть изменений происходит благодаря быстрому наращиванию связей между нейронами. Со скоростью более 250 тыс. в секунду. Из них 4 из 10 связей утрачиваются. Таким образом мозг адаптируется под окружающую среду.
Суть сензитивного периода - естественный отбор привёл к тому, что мозг ожидает определённого опыта в определённое время в ходе развития.
Число Данбара. Чем толще кора головного мозга, тем больше социальных связей может организованно и больше размер стаи.
Хотя у новорождённого довольно плохое зрение, лицо человека для него подобно магниту, даже если заменить лицо упрощённой схемой из трех пятен: два глаза и рот.
Дети начинают улыбаться в 2 месяца. Даже дети, которые от рождения глухи и слепы и никогда не видели человеческого лица тоже начинают улыбаться в возрасте двух месяцев. Младенцы улыбаются больше когда есть обратная реакция.
Эйнсуорт обнаружила, что меленькие дети по разному реагируют на расставание с матерью. Большинство начинают кричать, когда мать выходит, но успокаивают, когда она возвращается. Такая привязанность расценены как надёжные. Когда ребёнок не успокаивает, когда мать возвращается - ненадежные связи. На развитие мозга и личности сильно влияет прочная и надёжная привязанность к матери в младенчестве. Характер младенческой привязанности ребёнка. Впоследствии влияет на эмоциональную привязанность к партнёру.
Социальная изоляция в раннем возрасте приводит к отсталости во взрослом состоянии. Любовь себе подобных - необходимое условие развитие мозга.
Доказано, что груминг стимулирует выработку гормонов роста в мозге. А гормоны роста воздействует на обмен веществ, что приводит к увеличению веса тела младенцев.
Расти в изоляции для социального животного очень вредно.
Способность подражать другим - самый полезный навык, с которым рождается человек. Малыши подражают взрослым только тогда, когда понимают, что действие стоит того, чтобы его повторить. Обязательным условием копирования должно быть установление социального контакта со взрослым.
Работа зеркальных нейронов отчасти объясняет, почему мы любим смотреть фильмы и спектакли. Когда мы смотрим на других, мы способны непосредственно пережить их чувства.
Понятие зеркального Я: "я не то, что я думаю о себе, и не то, что вы думаете обо мне. Я то, что я думаю, что вы думаете обо мне".
Иногда у всех нас бывает потеря связи с реальностью леперсонализая. В таком состоянии мы утрачивает ощущение собственного Я.
Психолог Гордон Гэллап разработал метод оценки самоузнавания у животных с красной помадой на лбу животного и когда оно реагировало в зеркале на него. Интересно, что человеческие младенцы не узнают себя в зеркале как минимум до середины второго года жизни.
Эпизодическая память - актуальный опыт припоминания эпизодов, составляющих нашу жизнь, критически важные для истории своего Я. Человеческие воспоминания реформируемы и деформируемы. Эксперимент с запоминание 15 слов, которые точно не запомнятся, но уверены что запомнили заменяя слова. Психолог Бартер продемонстрировал, что воспоминания представляют реконструкцию прошлых событий. Эксперименты с вымышленными воспоминаниями. Лофтус: "больше всего потрясает мысль о том, что то, во что мы верим всем сердцем, вовсе не обязательно правда". Всё мы знаем, что можем что-нибудь забыть, но обнаружить, что воспоминание сфабриковано, заставляет нас сомневаться в своём собственном разуме. Наша личность есть сумма наших воспоминаний, но оказывается, что воспоминания текучи, изменяем, а иногда просто фабрикуемы.
В младенческом возрасте мы не обладаем «Я», т.е. способность интегрировать свои переживания в осмысленные истории.
Филипп Рош утверждает, что зеркальный тест у людей на самом деле служит оценкой наличия самоосознания в том плане, как ты выглядишь в глазах других. Возможно тест с полоской помады в зеркале не является универсальным критерием самоосознания.
Если человек беспокоится о том, что другие думают о нем, значит, он имеет представление о том, что происходит в сознании других людей. Такое представление назвали "теорией разума".
Несмотря на нашу склонность к антроморфизму (приписывание человеческих качеств животным), мы как вид, вероятно, уникальны в своей способности понимать психологическое состояние других во всей его сложности, что приносит нам огромную пользу в повседневных социальных взаимодействиях. То, на что мы смотрим, раскрывает наши интересы и желания, и груднички это понимают! Малыши способны определить, что нравится взрослым (эксперимент с броколями и крекерами).
Дабы доказать наше понимание того, о чем на самом деле думает другой человек, надо доказать, что мы способны распознать, когда он придерживается ошибочных или ложных убеждений. Убеждение - это просто идея, которую мы считаем истиной. Но иногда мы ошибаемся. Если вы можете понять, что кто-то придерживается ложного убеждения, значит, вы можете представить, что именно человек думает, даже если его мысли неверным с точки зрения фактов. Это достаточно тонкий уровень проникновения во внутренний мир другого человека.
Склонность к насилию. Ниже лежащие, более примитивные структуры мозга порождают импульсивное поведение, включая агрессию, а высшие области коры тормозят эти примитивные импульсы.
Наиболее примечательно в исследованиях Мишела (тест зефирка) было открытие, что отсрочка удовольствия, измеренная в 4 года, предсказала будущую академическую успеваемость ребёнка и социальную адаптацию к 14 годам. А дальнейшие исследования, проведённые в 27 лет, показывали, больший успех и общительность. Если вы можете управлять своими импульсами, то вы более терпеливый в решении задач, они не так быстро наскучивают вам и вы способны сопротивляться соблазнам. А во взаимоотношениях с другими людьми вы менее эгоистичны, поэтому к вам лучше относятся.
Задачи, связанные с отложением вознаграждения показали что дети могут справляться, используя определённые стратегии отвлечения сознания от соблазна. Можно научить ребёнка отвлекать самого себя.
Спиноза: "люди ошибаются, думая, что они свободны. Это мнение основывается на осознанности своих действий и игнорирование причин, которыми они определяются".
Феномен зелёного винограда - когда человек с пренебрежение говорит о чем-то, чего изначально добивался, но не смог получить.
Когнитивный диссонанс - процесс самооправдания, при котором человек защищает свои действия и мысли, когда они оказались неверными и не эффективными.

Made on
Tilda