Правило 7 секунд - в первые 7 секунд необходимо произвести приятное впечатление на аудиторию. Именно в этот короткий миг наши слушатели решают, вернее бессознательно дают нам оценку - интересен или не интересен.
Правило 30 секунд - ваши первые слова должны захватить внимание аудитории.
Почему для речи важна структура
Причина - в психологии восприятия человеком информации. Задача любого выступления - убедить. И без логики это сделать практически невозможно. Но именно логика и не включается по щелчку пальцев.
Как раз для того, чтобы включить рациональное, логическое мышление, мы и должны пройти в своем повествовании разные этапы. Каждый из них отражается в речи отдельной частью.
Исходя из их задач и контекста можно выделить: зачин, вступление, основная часть, заключение и финал. Размеры частей: зачин - 10%, вступление - 10 %, основная часть - 60%, заключение - 10%, финал - 10%.
Зачин - основная задача - разбудить интерес аудитории или собеседника. Первая из задач - привлечь внимание. Для этого обязательно нужно сказать что-то нетривиальное, то, что выделит вас среди множества других ораторов.
Одним из самых популярных способов начать любую речь - продемонстрировать то, о чем вы говорите.
Необычный вопрос, это очень популярный способ начать выступление. Во-первых, вопрос обозначает лидирующую позицию спикера. Во-вторых, задавая вопрос, мы вовлекаем аудиторию, просим ее помощи. Даже если слушатели в зале не ответят на заданный им вопрос, они ответят внутри себя, а значит пусть и неосознанно, но начнут вам помогать. В-третьих, вопрос нейтрализует критику сидящих в зале.
Причем вовсе не обязательно, чтобы вопрос был по теме.
Шутка, анекдот, хороший способ, но только в умелых руках.
История из жизни. Это история-впечатление, история-мгновение.
Афоризм или цитата.
Поделитесь чувствами или сделайте комплимент своим слушателям.
Эти 7 шаблонов, которыми можно и нужно пользоваться.
И ещё: в зачине обязательно нужно произнести свой тезис.
Вступление
Вступление имеет задачу запустить процесс мышления, разбудить уже не интерес, а мозг. Мы должны вовлечь нашего слушателя в тему, в диалог (внутренний и внешний).
Во вступлении мы должны подготовить нашего слушателя к основной части, заинтриговать аудиторию. И как раз здесь нам пригодится инструмент риторики под названием ассоциативное мышление. Чем неожиданнее будет ассоциация с темой, тем с большей вероятностью мы запустим мышление наших слушателей.
Основная часть
Здесь мы приводим доказательства своей позиции, мы аргументируем.
В основной части можно использовать так называемую формулу ТАП - тезис, аргумент и поддержка.
Поддержкой могут быть:
· Личный пример - вас или ваших знакомых;
· Отсылка на исследования учёных;
· Слова авторитетного человека -экспертное мнение;
· Статистика
Где-то в третьей четверти основной части обязательно кульминация - наивысшая психологическая и смысловая точка, вершина вашей речи.
Кульминацией могут быть:
· Эмоционально рассказанная история, подтверждающая ваш тезис;
· Риторический вопрос.
Ещё обязательный элемент основной части - это опровержение собственного тезиса и возвращение к нему.
Заключение
В заключении наша задача - разгрузить его, чтобы слушатель был нам благодарен. Заключение - это область фантазии, где мы предполагаем, размышляем, строим гипотезы.
Пользуйтесь специальными тэгами этой части:
Иногда мне кажется
Давайте пофантазируем
Если хорошенько подумать
А почему бы не допустить
Финал
В конце мы должны сказать самое главное по данной теме - желательно повторить тезис. Причем сказать эмоционально и в то же время очень убедительно.
Импровизация в речи
Тост.
Главное - импровизация будет в 1000 раз лучше, если вы ее подготовите.
Продумывая тост, вы четко должны знать две вещи: с чего вы начнёте и чем закончите. Начнем с конца. Последним должен быть ваш тезис.
В начале тоста ваша задача - отвлечь всех присутствующих от еды, от бокалов, от их собеседников.
Для начала любого тоста очень подойдут:
· Красивое сравнение;
· Шутка или небольшой анекдот;
· Афоризм или цитата.
Начало есть, а вот дальше вы прокладывание мостик между началом и концом.
Три способа:
1. Ассоциации
2. Интерактив с публикой
3. Переключится на тему, в которой вы эксперт.
Три главных инструмента ораторского искусства.
Ассоциация.
Как работают ассоциация в ораторском искусстве? Любой факт, любую цитату, любой предмет, явления новость, историю - все что угодно мы заставляем помогать раскрыть нашу мысль, заставляем помогать рассказать нашу речь.
Вам нужно создать ассоциативное облако с каждым из тех слов, понятий, явлений, которые вы связывание. Далее необходимо мысленно соединить эти два облака и увидеть общие ассоциации.
Также можно связывать абсолютно любые факты, истории, анекдоты или шутки в своей речи. Причем совершенно не важны темы речей.
Повторение.
Понимание не рождается сразу, оно формируется постепенно. Именно поэтому свой тезис, свою главную мысль, вы должны повторить минимум три раза - в начале речи, в середине и обязательно в конце!
Есть как минимум два способа повтора. Первый - повторять дословно (Карфаген должен быть разрушен).
Второй способ - это переформулировать главного тезиса. Т.е. вы говорите то же самое, но другими словами.
Разъяснение.
Наша задача - объяснить, очень подробно и тщательно, что же вы имеете в виду. Все время давайте определения, причем очень простые, понятные и, главное, эмоционально окрашенные, всему, что вы говорите.
Какие компоненты речи делают ее завораживающей.
Фигуры речи касаются того, как вы располагаете слова во фразе, как выстраивание свою речь, т.е. ее формы. Это речевые конструкции.
А троп - это всегда слово (или слова), которое используется в переносном значении, т.е. касается именно содержания.
Если вы хотите без труда улучшить свою речь, применяйте в ней базовые фигуры, среди которых диады и триады.
Диады - это речевые конструкции, состоящие из двух слов или словосочетаний, триады - из трёх.
Можно сказать: красивый диван, а можно: красивый и удобный диван, а можно так - красивый, удобный и недорогой диван.
Диада сильнее монады (одного слова) по воздействию, но ещё сильнее триада! В современной риторике триаду называют правилом тройки. Заключается оно в том, что именно конструкция из трёх элементов идеально ложится на ухо аудитории. Это не обязательно слова, это могут быть мысли (идеи), которые связаны в предложение.
Синонимией называют фигуру, в которой используются синонимы. Таким образом мысль не только развертывается, но и уточняется.
Реприза - повторительная фигура, в которой есть элемент подхвата. Т.е. определенное слово обязательно должно повторится на очень близком расстоянии.
В анафоре определенное слово повторяется в начале абзаца, строфы или даже предложения.
Многосоюзие - фигура речи, в которой несколько раз намеренно повторяется один и тот же союз.
Антитеза - фигура контраста, в которой обязательно противопоставление свойств, явлений или предметов.
Риторический вопрос - это вопрос, не требующий ответа. Либо в силу его очевидности, либо он не требуется в принципе.
Инверсия - применять слова нужно в порядке непривычном.
Любое слово в нашей речи, которое применяется в переносном значении, является тропом.
Метафора - это скрытое сравнение. Мы сравниваем вещи или явления, раскрывая их суть через другие вещи или явления.
Принципиальным отличием аллегории от метафоры является способ переноса значения слова. Метафора - это всегда сравнение, а аллегория - это иносказание. Через аллегорию автор изображает отвлеченное понятие или идею с помощью конкретного предмета или образа.
Гипербола - намеренное преувеличение.
Литота - намеренное преуменьшение.
Эпитет стоит особняком среди тропов, потому что он может быть метафорическим, а может и не быть. Это определение при слове, которое увеличивает наше знание о вещи или явлении, оно описывает этот предмет или явление.
Учимся рассказывать истории.
Сторителлинг - это рассказывание историй по определённым правилам и, самое главное, с целью!
Принципы сторителлинга
1. Вы должны точно знать, какую цель преследует ваша история. Желательно дословно сформулировать вывод, который из нее сделает слушатель.
2. Истории нужен герой. Это можете быть вы сами, а может и друг, знакомый, коллега и т.п.
3. Сюжет. Непрерывная составляющая любого сюжета - конфликт. Герой чего-то хочет, а ему не дают. Герой живёт, а ему мешают.
4. Структура. В любой истории есть:
Начало (завязка). Придумайте яркое начало своей истории.
Середина (развитие). Здесь мы узнаем, что же случилось с героем, его действия и реакции.
Кульминация. Здесь происходит событие, которое коренным образом влияет на героя.
Конец (развязка). Мы узнаем, что герой вынес для себя из этих событий.
5. История должна состоять из множества деталей. Именно детали сделают ее достоверной, оживят и раскрасят.
Существует множество шаблонов построения любой истории. Рассмотрим три
Мономиф.
В этом шаблоне события разворачиваются последовательно и в хронологическом порядке.
Старт с середины.
История рассказывается с кульминации. Прелесть этого шаблона в том, что он сразу интригует слушателя ключевым событием.
Формула Нэнси Дуарте.
В шаблоне три части:
Первая - мы показываем то, что есть прямо сейчас, сгустив краски.
Вторая - мы описываем возможное прекрасное будущее. Здесь можно использовать специальные тэги: представьте себе, вообразите, давайте пофантазируем и т.д.
Третья - мы возвещаем благую весть, что это идеальное будущее возможно с нашим продуктом, сервисом или идеей.
Поза, мимика, жесты: какая невербалика убеждает.
Именно язык невербалика мы понимаем лучше всего. Даже не понимаем. Чувствуем.
Паравербалика - передача информации с помощью характеристик голоса.
Вербалика - слова.
Эффект доктора Фокса. Цель - выяснить, что для аудитории важнее: личные качества лектора или ценность его материала.
Каким бы интересным не было содержание вашей речи, если вы не умеете ее подать с помощью голосовых интонаций и невербалика, вас ждёт провал.
Мимика.
Улыбка делает лицо человека более привлекательным. Иными словами, улыбаясь, мы больше нравится людям.
Поза.
Какая поза убеждает? Уверенного человека.
Классическая поза оратора: одна нога должна быть чуть-чуть выдвинута вперёд. Осанка должна быть прямая. Правильное положение головы - чуть выдвинута вперёд.
Жесты.
В жестах особенно актуальна мера. Жестикуляция ни в коем случае не должна быть излишней, неумеренной. И ещё одно правило жеста: он обязательно должен быть зафиксирован.
Несколько проверенных временем и практикой жестов:
· Алмаз.
· Ладони к слушателям.
· Обращение к слушателям.
Три этапа работы со страхом публичных выступлений
О чем нужно позаботится до выступления.
Продумайте все плюсы и бонусы вашего выступления.
В деталях продумайте свой внешний вид. Главная задача - он должен нравится прежде всего вам. Подберите удобную, подходящую случаю одежду.
Обувь называют "вторым лицом" мужчины.
Подготовка.
Напишите свою речь целиком. Отдельно подготовьте план выступления. Важно выучить наизусть самое начало вашей речи.
Продумайте жестикуляцию.
Прорепетируйте.
Продумайте все возможные вопросы для аудитории.
Продумайте невербальные реакции ваших слушателей. Лучше на них вообще не реагировать.